Отключение переднего моста нивы 4х4 (отзывы, плюсы и минусы)

Для чего предназначена блокировка?

В этом механизме присутствуют валы и шестерни. Предназначается дифференциал для распределения крутящего момента от двигателя к колёсам. В Ниве основными ведущими колёсами являются задние. При помощи дифференциала колёса могут крутиться с разной скоростью, например, при прохождении поворотов. В таком случае одно колесо проходит малый радиус, а другое – большой. Если бы не было дифференциала, то колёса станут пробуксовывать, что станет причиной повышенного износа резины.

Расположение рычага

При движении по прямой дороге тяга от мотора распределяется между колёсами равномерно. Если одно колесо начинает пробуксовывать, например, на льду, то дифференциал передаёт больше усилия от двигателя именно на него. Такой механизм в основном устанавливают на ведущем мосту. У Нивы же он стоит на:

  1. Заднем и переднем мосту.

    Самоблокирующийся дифференциал (передний мост)

    Дифференциал заднего моста

  2. Между осями (центральный). Находится между коробкой передач и мостами.

    Межосевой дифференциал

    Валы и шестерни межосевого дифференциала

Отключаем передний мост на Ниве Шевроле

Особенность Нивы Шевроле в том, что что у нее постоянный полный привод.

 Конечно если вы попадете на бездорожье и там будет грязь или болотистая местность, эта особенность вам поможет довольно легко преодолеть данные препятствия, но как правило большую часть автомобиль эксплуатируется в городских условиях где есть асфальт, и потребность в данной функции отсутствует. Поэтому можно произвести отключение переднего моста на Ниве, а как это сделать и что нужно знать рассмотрим в данной статье.

Полный привод особенности

Шеви Нива является как было сказано выше внедорожником, у которого в отличие от обычного автомобиля имеется постоянный полный привод и дорожный просвет у него выше чем у обычного авто, это сделано для того чтобы его можно было использовать без проблем где имеется бездорожье.

Вовремя движения у данного автомобиля постоянно работает передний и задний мост, а управление их производится за счет раздаточной коробки.  Для снижения потребления бензина производят отключение одного из мостов, отключив следует избегать поверхности где есть снег, гололед или грязь.

  Давайте рассмотрим благодаря какому механизму можно произвести отключение.

Механизм отключение моста

Инженерами специально для этого был разработан блок, который отводит крутящий момент от вала карданного переднего привода, тем самым отключая передний мост. На заводе данный блок не устанавливается, но при желании его можно установить самому.

 Данное устройство управляется из салона, благодаря рычагам, которые управляют раздаткой.  Большинство водителей отключают его извлекая передний кардан, а некоторые даже снимают задний кардан тем самым делая Ниву переднеприводной.

Данный способ конечно не запрещён, но это может привести к выходу из строя таких элементов как:

  • Опоры раздаточной коробки
  • Подшипник выходного вала
  • Кардан

Поэтому лучше всего если вы установите специальный блок, благодаря которому отключение и отключение мостов будет беспроблемным и тем самым исключите появление негативных последствий извлекая полностью передний или задний кардан. Данный блок — это муфта которая в раздатке соединяет передний кардан и редуктор и управляется благодаря рычагам, которые располагаются рядом с коробкой передач.

Установка специального блока

Он устанавливается следующим образом:

  1. У картера привода моста есть крышка у нее отвинчиваем пять гаек
  2. Снимаем вал и муфту
  3. На место снятой крышке устанавливаем блок моста
  4. Устанавливаем раздатку на место
  5. При необходимости доливаем трансмиссионное масло

Стоимость данного механизма в районе семи тысяч рублей, но установив его вы будете чувствовать себя уверенней двигаясь по бездорожью, и при этом экономить на бензине, когда потребность в полном приводе не нужна.

Как отключить передний привод

Под торпедой расположены два рычага, один служит для того чтобы переключать скорости, а второй как рас управляет раздаткой.  Ниже представлена схема отключения:

Подводя итог можно сделать вывод о том, что если не использовать данный механизм, то будут происходит существенные нарушения в работе всей ходовой системы в автомобиле, для того чтобы избежать негативных последствий лучше установить данный механизм.

Как пользоваться раздаткой с демультипликатором на Ниве 2121

Нормальное положение для ручек РК, обеспечивающее адекватное поведение на дороге хорошего качества:

  • Передняя – от себя Задняя – к себе

Включение специального режима работы трансмиссии производится не за долго до того, как автомобиль начнет преодолевать препятствие (колея, грязь, брод или подъем). Переход на низший ряд необходимо выполнять, остановившись. Возвращение на высшую передачу допускается на ходу, хотя и вызывает проблемы у новичков из-за отсутствия привычного синхронизатора.
Несколько сложнее правильно обращаться с принудительной ручной блокировкой межосевого дифференциала. Она, напротив, включается при небольшом (до 20 км/ч) движении машины из-за несовпадения пазов на блокирующей муфте, сателлитах и зубчатом венце. Для упрощенного включения рычага в нужное положение, учитывая устройство раздатки нива 2121, наберите небольшую скорость, после чего, покачивая руль, потяните рукоятку на себя.

Проблемы также могут возникнуть при отключении блокировки, поскольку зубья муфты буквально зацепляются за венец. Включите задний ход и, раскачивая руль, надавите на рычаг от себя. Данное действие производится сразу после преодоления сложного отрезка во избежание перегрузки КПП. Наиболее эффективно отключать дифференциал совместно с переходом на понижающие ступени. Остановить Ниву 4х4 сможет при этом только диагональное вывешивание колес, поскольку штатная межколесная блокировка не предусмотрена.Выполняя перечисленные операции, нельзя давать волю физической силе. Попытка «протолкнуть» передачу с высокой вероятностью обернется дорогостоящим ремонтом.

Особенности работы дифференциала

Момент распределяется таким образом, что передается туда, где нагрузка меньше. Подтверждением сказанному может служить обычная картина – машина стоит тремя колесами на асфальте, а одним – на льду. Тронуться с места ей не удается. Сила трения резины о лед гораздо меньше, чем резины об асфальт, а значит, и нагрузка на колесе, стоящем на льду, меньше, чем на других.

А дифференциал весь крутящий момент передает в сторону минимальной нагрузки. В результате одно колесо вращается с бешеной скоростью, а остальные стоят на месте, автомобиль не движется. Примерно так же выглядит ситуация, когда автомобиль не может подняться в гору по обледеневшей дороге. В этом случае одно колесо, попавшее на наледь, крутится, но машина стоит.

Производится никому не нужная работа. Колесо «шлифует» дорожное покрытие (наледь). Избавление от подобной бесполезной работы – блокировка как на «Ниве», так и на любом другом автомобиле, приспособленном к трудным дорогам. Но обычно описываемые устройства есть далеко не на всех машинах.

Снятие и установка раздаточной коробки Нива Шевроле

Для снятия раздатки с Шеви Нива потребуется ключ на 13 и 17, отсоедините от раздаточной коробки все карданные валы

В салоне автомобиля отсоедините чехол рычага раздаточной коробки от кожуха тоннеля пола и снимите чехол вместе с рукояткой рычага

Снимите резиновый чехол рычага переключения привода Нива Шевроле

Отверните гайки крепления к кузову левой боковой подушки подвески коробки и ослабьте гайки крепления остальных подушек

Отсоедините провода от выключателя контрольной лампы блокировки дифференциала

Подставьте под раздаточную коробку опору, отверните остальные гайки крепления подушек и снимите раздаточную коробку. Установка раздатки на Шеви Нива выполняется в обратной последовательности снятию.

Преодолеваем глубокую лужу

Часто между автомобилистами возникает спор, как лучше пересечь брод с раздаточной коробкой. Одни предпочитают «влетать» в лужу с разгона, другие – включают понижающую передачу. При попадании в грязевую яму возникает большой риск гидроудара – через фильтр в цилиндры попадает вода, мотор «захлёбывается». Чтобы это исключить, многие ставят специальный шноркель. Но можно обойтись и без него. Глубокую лужу следует преодолевать на второй пониженной передаче. Это делается для того, чтобы в случае беды (когда машина начнет проваливаться) вовремя переключиться на первую скорость и не заглохнуть. Если вы въезжаете в воду с разгона (что является более верным решением), помните, что посередине пути колеса могут застрять. Мощности двигателя не хватит, чтобы провернуть колеса – автомобиль глохнет, а мотор схватывает гидроудар.

Как переделать ниву на задний привод

Два раза переделывал ниву на задний привод. Мысли были ровно такие же как у тебя. Первый раз 2121, потом 2131 оба раза доволен.

1. Про говно, естественно, забывается напрочь (считай, что едешь на классике плюс чуть-чуть. Несмотря на хреновый загруз задних колес проходимость больше заднеприводных жигулей, но в абсолютном масштабе, естественно шайзе. 2. Разгонная динамика лучше (как ни парадоксально). Видимо сказываются потери на раскрутку двух лишних редукторов. 3. Максималка больше (но не очень намного). 4. Шум-гам пропадает (кроме аэродинамического), равно как и вибрации. 5. Снижение управляемости за счет потери переднего привода с лихвой окупаются установкой человеческих аммов и резины. 6. Расход снижается незначительно (на самом деле при нормальной манере езды должно быть ощутимо, просто я сам дурак, у меня нормально по городу 16-17 при всем правильно отрегулированном, не подумай, что я этим горжусь). 7. Максимальная скорость на твоей машине говорит о том, что ее нужно лечить, моя на полном приводе по прямой дороге раскручивает тахометр до 4800-5000 на пятой, скорость можно посчитать. 8. Прохождение ям и колдобин на заднем приводе менее ощутимо (правда я снимал раздатку, РПМ, ШРУСы, подшипники стягивал обточенной наружной гранатой, соответственно вес был очень небольшим) 9. Было бы идеально поставить в задний мост редуктор 4,44 (от ВАЗ-2102, но жуткий дефицит). Сейчас больше проще найти 5,125, но для твоих целей, я считаю, перебор, правильно настроенный мотор будет перекручиваться. (См п.7) 10. Не нужно выдумывать самопальных карданов. Передняя (короткая) часть от классики, передний нивский, два фланца (от раздатки), жигулевский подвесной. Один в один от коробки до РЗМ, плюс ход шлицов. 11. Не нужно бояться самодельного подвесного подшипника. Полоска 2-3 мм, две дырки 8 мм, две дырки 6 мм (через шайбы к полу). Кардан готов. 12. При первом же осеннем дожде все немедленно собирать обратно, на льду такая машина опасна для жизни. 13. Если твердо решил пробовать – пробуй. В любом случае много ни денег ни времени не потеряешь. Если что – спрашивай Удачи Алексей AXL, 20.02.01. Оригинал.

Решил отказаться от полного привода, планируемая мощность пережует раздатку с передним мостом, так сказать упростил конструкцию.

Для удаления РК на ниве потребуется:классический кардан, точнее его передняя часть с подвесным.классический вертолетпередний нивский карданфланец РКцентровочное кольцо от классики.

Первым делом половиним классический кардан.

Заднюю часть в помойку, она нам потребуется.

Откручиваем старый фланец от кардана

Откручиваем фланец от РК и прикручиваем вместо классического

Я попутно поменял подвесной, старый был весьма плох.

Ну и собственно сам кардан в сборе:

Встает ровно от КПП до моста, по месту колхозим крепление подвесного и радуемся ниве на заднем приводе )

при установке придется заменить центровочное кольцо на хвостовике КПП, у классики оно металлическое.

Кто виноват и что делать?

Думаю что первый вопрос риторический )))  Но попытаемся ответить хотя бы «почему именно так». Я по образованию и работе инженер-механик, технология производства находится на среднем уровне, поэтому я обратился за консультацией к технологу военного завода. Как надо: заготовка делается прессом, проводится черновая обработка с припусками, делается термичка, деталь обрабатывается вчистовую по «основным и посадочным» размерам. Как сделано: удален последний этап. После термообработки деталь коробится и не «выводится» вчистовую. Либо ставится при финишной обработке на цилиндрическую оправку, чего делать нельзя. Так как при данной конструкции, все центруется на шлицах.

Ответ на второй вопрос. Мы закупаем на заводе ящик, где лежат завернутые в масляную бумагу, 100 «полуфабрикатов» фланцев, тащим их на токарный станок, настраиваем «доводочную приспособу» и доводим до ума всю партию.

Работа раздатки на Ниве 2121

По аналогии с коробкой передач, раздаточная коробка на джипе Нива Шевроле тоже имеет передачи. При включении соответствующих зубчатых зацеплений шестерен на валах обеспечиваются передаточные отношения, равные 1,2 и 2,135. При помощи дифференциального механизма обеспечивается перераспределение момента кручения между колесами, в соответствии с их сопротивлением движению.

Работа раздатки, во время движения внедорожника ВАЗ Нива по сухому ровному шоссе колеса машины вращаются с одинаковой скоростью. При этом передачи  не включены, шестерни и муфта находятся в нейтральном положении. Как только условия движения транспортного средства ухудшились, включается раздатка на Ниве. Водитель при помощи специального рычага переводит на раздатке передачу на понижение, чтобы внедорожник уверенно продолжил движение со стабильной скоростью.

Как работает раздатка на Ниве 2121 в экстремальных условиях бездорожья. Опытные автолюбители умеют профессионально пользоваться раздаткой на Ниве. Они знают, что в таких ситуациях при помощи рычагов нужно блокировать шестерни дифференциала. Это необходимо для обеспечения равномерного вращения обоих валов ведущих мостов автомобиля с целью создания повышенной проходимости транспортного средства.

Зачем включать блокировку?

Внедорожник – это автомобиль, который не боится трудностей. Шеви Нива – это полноприводный автомобиль. Наличие блокировки позволяет стать ему еще более мощным и надежным другом на бездорожье. Когда, вы включаете блокировку, то работают те колеса, которым работать легче.

При включении блокировки

, как правило, оба моста работают на 50%, то есть трудится одно колесо на переднем и одно на заднем мосту.

К примеру, вопрос как пользоваться раздаткой на Ниве Шевроле актуален, когда ваш автомобиль начал буксовать и при выключенной блокировке. В данном случае буксуют те колеса, которые как раз таки застряли и в итоге они зарываются еще больше. При включенной блокировке те колеса, которые не забуксовали, начинают работать и тем самым вытаскивают автомобиль из грязи или же ледового покрытия.

Друзья подскажите как че включать не пойму, нива ток один день! Рисунки на рк нарисованы ну не пойфму ниче.

Как Отключить Полный Привод На Ниве Шевроле

Как верно включить полный привод на Ниве Шевроле

Потому что Нива Шевроле является априори вэдовым автомобилем, то под переводом на полный привод подразумевается включение блокировки межосевого (но не междуколесного) дифференциала раздаточной коробки.

Если же передний мост отключить на ниве шевроле, полный привод на как на обычных. Это необходимо для того, чтоб использовать все колеса Шеви Нивы в этом случае, если одно из их, скажем, повисло на рычаге над ямой.

К огорчению, это не поможет, если вышло такое подвешивание 2-ух колес сразу по одному борту машины либо на искосок (это именуется «диагональным вывешиванием»). Отзывы и комментарии к записи «как работает полный привод переключаю на полный привод,.

Для предотвращения таких проблем некие обладатели Нив (не только лишь марки Шевроле) ставят межколесные дифференциалы (самоблоки) своими руками.

Помогаем всеми колесами

Как включить полный привод на Ниве Шевроле? Заблокировать работу межосевого дифференциала Шеви Нивы можно как на стоящей машине, так и во время движения.

Это делают при нажатой педали сцепления с помощью рычага управления раздаточной коробки, который расположен за большим переключателем передач. Как отключить передний мост на ниве? Объясняем,. Когда рычаг находится в нейтральном положений, нужно потянуть его в сторону водителя. Как работает полный привод на субару?.

Как работает полный. Возможно ли отключить на ниве она имеет постоянный полный привод на все как на ходу. Если потом нажать в обратную сторону, включится пониженная передача с блокировкой межосевого дифференциала и передаточным числом 2.1. Если потянуть к себе – вводится в действие пониженная передача (передаточное число 1.

Совет

2).

При таких положениях рычага на приборной доске загорается соответствующая пиктограмма желтого цвета. Не знает как отключить складывание зеркал. Что нужно мне и менять аутлендер на другое. Если эти указания выполнить не удается, попробуйте повторить порядок действий при движении автомобиля.

Отключение переднего моста на «ниве»

нужно ли дорабатывать раздатку ВАЗ 4×4 нива шевинива режимом 4х2 ( отключить полный привод) , оставляя тольк.

Правильная последовательность включения блокировки на ходу приводится в инструкции по эксплуатации этого автомобиля. В ней говорится, что такая блокировка должна выполняться заранее, во время движения машины по участку дороги с твердым покрытием. Как работает полный привод в дастере.

Как осуществить замену шруса на шевроле нива? Что такое шрус? Как узнать о том, что его пора менять?. Действие производится обязательно во время изменения положения руля. Для предотвращения поломок и повреждения деталей дифференциала запрещается блокировка во время пробуксовки или при скольжении колес (колеса).

Переключение режима проводится с помощью того же рычага.

В том случае, если блокировка указанным способом не включается, не прилагайте чрезмерных усилий. Форум шевроле нива полный привод реализованный в есть еще не вискомуфта,а как на. Снимаем заднее сиденье на шевроле круз. Как снять заднее сидение с автомобиля шевроле. Просто повторите всю последовательность действий сначала.

Переключение на пониженную передачу также разрешается без полной остановки Нивы, но делать это можно только опытным водителям. Дело в том, что в раздаточной коробке, в отличие от коробки передач, не установлены синхронизаторы. Переход с пониженной передачи на повышенную при движении автомобиля нежелателен, хотя и допускается в крайних случаях.

Не рекомендуется постоянно держать включенным заблокированный режим работы межосевого дифференциала колес, особенно при движении по асфальтированным дорогам, так как это приведет не только к увеличению потребления топлива автомобилем и плохому управлению им, но и к поломке дорогостоящих узлов трансмиссии.

Когда использовать блокировку дифференциала

Нива Шевроле имеет высокую проходимость по всем видам бездорожья и гористым местностям. Многие из них с легкостью преодолеваются при заблокированном дифференциале. Такой режим движения рекомендуется:

  • на дорогах с пониженной проходимостью;
  • на крутых подъемах и спусках;
  • при передвижении по сухим (сыпучим) песчаным покрытиям;
  • при движении по льду, глубокому снегу или насту.

В качестве заключения предлагается сюжет «Как включить полный привод на Ниве Шевроле: схема и видеоинструкция». Не всегда владельцы автомобилей знают, как отключить передний мост на ниве, поскольку полный привод этой машины не всем приходится по душе. Кстати, рекомендуется проводить блокировку машины не реже одного раза раз в неделю, особенно зимой.

Устройство привода Нивы

Раздатка присутствует не во всех легковых автомобилях ВАЗ, а только на машинах с двумя ведущими мостами. В трансмиссии раздаточная коробка (РК) устанавливается сзади коробки передач, на ее хвостовике крепится задний карданный вал, который соединяет раздатку с задним мостом. Передний мост приводится в движение также от РК, он связан с раздаткой передним карданным валом.

Понижающая передача в РК предназначена для получения высокого крутящего момента, она используется для преодоления сложных участков дороги, помогает справиться с бездорожьем. В раздаточной коробке ВАЗ Нива присутствуют следующие основные детали:

  • сам корпус;
  • вал привода переднего моста;
  • промежуточный вал;
  • ведущий вал;
  • шестерни;
  • подшипники;
  • корпус дифференциала;
  • сателлиты;
  • муфта блокировки дифференциала;
  • муфта переключения передач;
  • фланцы (для соединения с карданными валами);
  • сальники;
  • рычаги управления.

Раздатка на Ниве является достаточно надежным узлом, проблемы с ремонтом в самом механизме возникают в основном из-за недостаточного уровня масла в РК – если по каким-либо причинам масло вытекло, происходит интенсивный износ всех деталей. Среди часто возникающих неисправностей можно отметить:

  • вибрацию по кузову на различных скоростях при движении авто;
  • вибрацию в момент трогания автомашины с места;
  • шум в раздатке во время пробуксовки или вхождения автомобиля в поворот;
  • тугое включение повышенной или пониженной передачи, затрудненное включение блокировки.

А еще интересно: Раздаточная коробка Нива 2121: принцип работы, ремонт Относительно сложная схема распределения момента от ДВС на колеса объясняется универсальным предназначением Нива 2121 – при грамотном использовании на ней комфортно передвигаться в городе и по раскисшему проселку. Обеспечиваются подобные свойства наличием раздаточной коробки с блокировкой межосевого дифференциала, дополняющих 4- или 5-ступенчатую «механику», в зависимости от года выпуска.

Отключение переднего моста Нива

Re: Отключение переднего моста Нива

Сообщение longer » 11 окт 2010, 09:47

MEW Саш, ты прав 100%

а для несогласных напомню, что ППП в Ниве изначально был сделан вовсе не для какой-то управляемости и даже проходимости, а именно из – за того, что на испытаниях при включенной понижайке в режиме недопривода (а ниву хотели сделать изначлаьно парттаймовой, были и варианты парттайма наоборот, перед с подключаемым задом) момент шестерочного движка рвал мосты (особенно передний, который вообще самое гавняное гавно). ну и еще чтобы с развесовкой не мудрить:) а об управляемости (особенно на скользкой дороге) никто и не думал

Re: Отключение переднего моста Нива

Сообщение MOTOROKR » 05 ноя 2010, 15:16

aal писал(а): Тем, кто хочет поставить такую муфту, я советую для начала ответить на простой вопрос:

какие именно детали и трущиеся пары перестают вращаться при отключении переднего моста муфтой в раздатке?

Re: Отключение переднего моста Нива

Сообщение мвн » 06 июн 2011, 14:31

Восстановление бездарно утерянной КД на усиленные полуоси и привода натолкнуло на мысль реализовать данную приблуду. Что может дать правильное отключение переднего моста. Нужно рассмотреть положительные и отрицательные составляющие. Начнем с положительных. Гипоидная пара в переднем мосту работает неправильной стороной и ее КПД желает лучшего. Идеальная гипоидка имеет КПД 0,87, в случае «неправильной» работы КПД может оказатся и 0,7 , а то и меньше. Если поделить наши стоковые 80 лс после КПП пополам ( где то 50 – 60 лс), то до шрусов передних колес дойдет меньше , чем к задним полуосям где то на 17 %. Это ощущается теми, кто поставил отключалку переднего моста. Улучшается прием и динамика при отключенном от РК РПМ. Но, в случае варианта подключенных колес остаются потери на перебалтывание масла в РПМ. Мне попадалась статья , где описывалась спортивная КПП ВАЗ 2108 . Потери в ней замерянные на стенде были что то около 30 лс. Если учесть, что в КПП 2108 всего два активных зацепления, эти потери на перебалтывание масла в картере КПП. Так что подключенный передний мост продолжает жрать бензин , даже отключеным от РК. В остатке , отключение переднего моста ХАБами и отключалкой РПМ позволит экономить минимум 2 л на 100 км, добавить разгонной динамики(уменьшить время разгона до 100 км/ч ) ну и разумеется повысить максималку. На этом положительные моменты заканчиваются. В отключенном состоянии весь момент от дрыгателя будет приходить на задний кардан и редуктор. Корпус дифа не расчитан на такие нагрузки. Корпус у некоторых установивших отключалки разваливался на куски. Так же наличие только двух сателлитов тоже не добавляет оптимизма. Контактные напряжения в зубьях на пределе. Проблема решается установкой 4-х саттелитного дифа. Такие существуют в природе, они устанавливались на двойки, а также спортсменами. Я смогу тоже сделать такой, как только изготовлю приблуду. Думаю , что СИМ сзади тоже не жилец. Ну и самое главное бюджет . Ориетиры такие. Покупные причендалы ( цены приблизительные) ХАБы пара 6500-7000 тысяч. Отключалка в РПМ 6500. Шрусы наружные под ХАБы 5000 за пару Шрусы внутренние 3000 за пару

Теперь мое Мутированые кулаки с подшипниками 12000 за пару Ступицы под ХАБы 4000 за пару Привода с фланцами где то 6000. Итого ориентировочный бюджет реализации 43000. Здесь нет 4-х сателлитного дифа и вполне возможно, что придется ставить усиленные полуоси на 24 шлица. В плюсах, улучшение разгонной динамики и уменьшенный расход топлива, усиленные для 33 тапок не брякающие привода. Вопрос, кому то это надо?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про автомобили
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: