Признаки износа крестовины
Зачастую, автомобилисты, не обращают внимания на малозначимые признаки того, что пора сделать ремонт, и ждут, пока проблема заявит о себе во всеуслышание и это чревато последствиями, особенно, если речь заходит о потере управляемости автомобиля.
Первые признаки износа крестовины проявляются в виде:
- наличия ощутимого сопротивления рулевого колеса при вращении на скорости свыше 80 км/час;
- запоздалого поворота колеса и потери чувствительности (задержка отклика колес и рулевого вала);
- увеличенного угла свободного хода колес (в народе этот признак еще называют «Люфт руля»);
- неравномерного вращения рулевого колеса, рулевое колесо двигается резкими рывками;
- явного скрежета или стука, возникающего при вращении руля, особенно ощутимым и явным скрежет становится на неровной дороге.
Чаще всего автомобилисты обращаются в автосервис для замены механизма крестовины рулевого вала только при появлении последнего признака неисправности, а зря, ведь в случае возникновения экстренной ситуации рулевое управление не сможет адекватно отреагировать на усилия водителя, а иногда, и вовсе, возможен отказ рулевого управления, этот уже чревато очень крупными неприятностями.
Ремонт крестовины вала производиться каждые 50 – 100 тыс., лучше чаще, иначе придется его полностью заменить на новый.
Для замены потребуется приобретение крестовины – в среднем 150-300 руб., некоторые автосервисы утверждают, что для корректной работы рулевого управления, нужно полностью рулевой вал (4 – 7 тыс. руб.), однако на большинстве автомобилей достаточно поменять только крестовину.
Причины стука в рулевой колонке
У рулевой колонки не слишком сложная конструкция, однако, это не означает, что система безотказная и не требует внимания. Регулярная проверка, регулировка и восстановление работоспособности этого механизма помогут сохранить жизнь и здоровье водителю, пассажирам и пешеходам. Стук может сопровождаться биением руля при торможении. Подобные проявления могут появляться неожиданно и вызываются:
- деформацией деталей системы;
- расшатанностью крепежных элементов;
- вытеканием рабочей жидкости из механизма или отсутствием смазки в нем;
- ослаблением гаек шаровых шарниров;
- увеличением зазора между шестерней и зубчатой рейкой;
- люфтом;
- ослаблением плотности соединений.
При этом на руле чувствуется отдача, а это проблема, которую нужно решить. Появление стука в колонке также возможно и в силу других причин. Их не много, как кажется на первый взгляд. Иногда поставить точный диагноз возможно только, когда демонтируешь и разберешь рулевое колесо. Такие звуки появляются там, где детали рулевого управления вместо плотного прилегания друг к другу, эту плотность утратили.
Часто обнаружение стука при повороте руля становится следствием разрегулированности рейки руля. Неисправность можно убрать подтягиванием специальным ключом. Известны случаи, когда стук в колонке исходит от электроусилителя руля. Некоторые дефекты можно условно определить, визуально и посредством обнаружения смещений в местах соединений деталей рулевой колонки.
Таким способом часто обнаруживается неисправный подшипник. Однако полную информацию о причинах автомеханики получают в результате профессиональной диагностики. Только она может конкретно указать, откуда появляется стук в рулевой колонке. Порой это следствие выхода из строя или износа подшипника, который находится в кронштейне рулевой колонки, или игольчатого подшипника крестовины рулевого вала.
Крестовины кардана и их замена на УАЗ Патриот
Каждому владельцу внедорожника УАЗ Патриот известно, что полный привод обеспечивается за счет такого немаловажного элемента, как кардан. Кардан является передаточным звеном крутящего момента от раздатки к редуктору моста
Кардан представляет собой пустотелую трубку, соединяющуюся с раздаткой и мостами посредством крестовин
Именно данным деталям уделим внимание в этом материале и рассмотрим их конструктивные особенности, а также проанализируем процесс их замены на внедорожнике УАЗ Патриот
Особенности конструкции
Крестовина представляет собой деталь, изготовленную из высокопрочной легированной стали, посредством которой осуществляется соединение двух элементов автомобиля: раздаточной коробки и каждого из приводных мостов. На внедорожнике УАЗ Патриот имеется два кардана, которые соединяются с помощью 4 или 5 крестовин. Сама крестовина представляет собой крестообразный шарнир соединяющий две вилки, с помощью которого обеспечивается соосность всех элементов, вращающихся при передаче крутящего момента.
Крестовина имеет 4 конца, на которые надеваются чашки с игольчатыми подшипниками. Стопорные кольца позволяют фиксировать устройство в неподвижном состоянии. Отсюда исходит, что вращающиеся детали со временем истираются и приходят в негодность, посредством чего требуется их замена. О том, что нужна замена одной или нескольких крестовин на Патриоте можно узнать по характерному люфту кардана. Для этого достаточно стать на смотровую яму и, приложив силу к кардану, пошатать его в стороны. Если в области устройства будет обнаруживаться люфт, то его необходимо заменить. Как осуществляется замена данных устройств на внедорожнике УАЗ Патриот, рассмотрим в деталях.
Замена устройства
Замена изделий на внедорожнике УАЗ Патриот не представляет собой особой сложности и может быть произведена в домашних условиях. Как это сделать своими руками – рассмотрим далее. Для начала нужно убедиться в наличии следующего инструмента:
- специальные оправки для выпрессовки и запрессовки крышек игольчатых подшипников;
- отвертка;
- молоток;
- металлическая щетка для очистки изделий.
Переходим к процессу замены крестовины на Патриоте, который выполняется в следующей последовательности:
Для начала осуществляется очистка кардана и крестовины от грязи. После чего производим демонтаж кардана с автомобиля, отвинтив по 4 болта с каждой стороны. Делается это для удобства проведения работ.
С помощью мела или корректора обязательно нужно поставить отметки взаимного расположения вилок карданного устройства. Также можно поставить точки керном.
С помощью отвертки отжимаем в стороны окончания стопорных колец на каждом наконечнике крестовины и осуществить их демонтаж.
Под одну из проушин кардана нужно установить упор, а сверху на чашку положить оправку и с помощью молотка осуществить выпрессовку нижнего подшипника.
После этого необходимо развернуть вал и осуществить выпрессовку подшипника с другой стороны изделия.
Следующий этап подразумевает осуществление снятия вилки-фланца и торцового уплотнителя.
Остается аналогичным образом осуществить выпрессовку двух остальных подшипников и извлечь устройство.
Если необходимо демонтировать и второе соединение вала, то осуществляется процесс аналогичным образом. После этого осуществляется замена изношенных деталей на новые
При этом важно обязательно снять чашки подшипников на новой крестовине и заполнить их смазкой Литол-24.
Установка изделий на вал осуществляется в последовательности обратной снятию. После монтажа следует проверить исправную работу изделий
Проверяется это с помощью шевеления и определения люфта, которого быть не должно. Ниже представлено видео подробного процесса демонтажных работ рассматриваемого в материале устройства на внедорожнике УАЗ Патриот.
Подводя итог, следует отметить, что неисправная работа крестовин на внедорожнике УАЗ Патриот влечет за собой выведение из строя деталей моста и распределительной коробки. Поэтому следите за исправностью изделий, чтобы в итоге пришлось тратить деньги на дорогостоящий ремонт других агрегатов.
голоса
Рейтинг статьи
замена крестовины уаз | Автолюбители
Разборка карданного шарнираВыпрессовка подшипников карданного шарнира
1, 2 — оправки
Расположение пресс-масленок карданного вала (вид со стороны моста)
1 — масленка шарнира со стороны раздаточной коробки;2 — масленка шарнира со стороны моста;3 — масленка шлицевого соединения
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
Снимаем карданную передачу
Покачиваем каждый шарнир в обеих плоскостях. При этом не должно ощущаться люфта, щелчков и заеданий.Так как карданная передача отбалансирована на заводе в сборе, при каждой ее разборке и сборке необходимо сохранить первоначальное взаимное положение валов. В противном случае при движении автомобиля может возникнуть заметная вибрация. Поэтому при отсутствии заводских меток …
…помечаем зубилом или кернером взаимное положение вилок шарнира.
Поддеваем отверткой и снимаем стопорные кольца подшипников одной оси шарнира.
Установив оправку меньшего диаметра со стороны масленки, а оправку большего диаметра с противоположной стороны, зажимаем шарнир в тисках или на прессе.
Выпрессовываем два подшипника оси шарнира.
При выпрессовке будьте осторожны, чтобы не деформировать манжету шарнира о проушину вилки.
Вынимаем подшипник вышедший из вилки наружу…
…и, поддев отверткой снимаем с шипа крестовины второй подшипник.
Разбираем карданный шарнир.
Снимаем обоймы уплотнений с шипов крестовины.
Аналогично выпрессовываем два других подшипника и снимаем их уплотнения.
Ключом «на 8» отворачиваем пресс-масленку.
Промываем все детали в керосине и осматриваем их.
Если на шипах крестовины заметны следы от игл, коррозия и другие повреждения, заменяем крестовину с подшипниками.Манжеты с повреждениями заменяем на новые.При установке новых подшипников очищаем их от консервационной смазки и промываем в керосине.При сборке ориентируем шарниры так, чтобы пресс-масленки обеих крестовин были обращены в сторону шлицевого соединения.
При этом пресс-масленки шлицевого соединения и крестовины, расположенной у моста, находились в одной плоскости и на одной стороне вала, а масленка крестовины противоположного конца вала была повернута на 90° против часовой стрелки, если смотреть со стороны моста.
Собираем шарнир в следующем порядке: надеваем на два шипа оси крестовины торцовые уплотнения и вставляем крестовину в проушины вилки. Устанавливаем в отверстия проушин подшипники. Центрируем крестовину относительно подшипников.
В тисках или на прессе через оправку запрессовываем подшипники в проушины, слегка поворачивая крестовину, чтобы избежать защемления подшипников.Устанавливаем стопорные кольца. Если одно из колец не проходит в канавку, дозапрессовываем крестовину так, чтобы выбрать зазор между проушиной и установленным кольцом, после чего устанавливаем второе стопорное кольцо.
HdSxozARNdCZoZ0rmlIZmTSTN29TNdkrbraqebaqo3I5Ndk9etIUo3AwmLs6nl5wnl5SFlEwN2GVh4OUMDIuhRk4gDA4h3QSnlOuOBu0gBAypbefebaqebAsmLIQFlCsFlGwnlKxOB0rm2cWoDKrFJcZgBk2hJgZgBm4GJszhBarbraqebaqMdC0mj1QMb1ZNd90HjeZhBi4hBq0gZg4eR48F2SxoZ4=
Рулевой редуктор
Со временем случается такое что руль УАЗ Патриот начинает работать неисправно, основной причинной является выход из строя гидроусилителя или редуктора. Признаки говорящие что требуется регулировка или замена следующие:
- Во время управления автомобилем присутствуют скрипы и посторонние шумы;
- Руль вращается не равномерно;
- Во время вращения рулевого колеса имеются заклинивания или заедания;
- На редукторе присутствует люфт.
Регулировка редуктора не является сложной процедурой, и ее можно произвести самостоятельно, для этого болт нужно вкрутить таким образом чтобы было максимальное стяжение, затем он фиксируется в таком положении, после этой процедуры рулевое колесо начнет вращаться туже. Если произвести регулировку не удаётся, то нужно заменить гидроусилитель.
Особенности системы
Механизм рулевого управления Патриота дополняется колонкой. Вал находится в колонке руля на 2-х опорных подшипниках. Это так называемая опора рулевого вала УАЗ Патриот. Ее задача – передать повороты вправо или влево от руля на рулевой механизм посредством устройства, похожего на кардан. Руль устанавливается на шлицы и надёжно фиксируется на нём соединением с гайкой. К трубе закрепляется механизм регулирования угла наклона.
Основная часть узла находится в моторном отсеке, а его картер закреплен на раме при помощи болтовых креплений. Особенность рулевого управления УАЗа Патриота в том, что здесь используются шаровые шкворни – технология устаревшая и встречается на современных автомобилях редко. В остальном механизм выполнен по стандартной схеме и мало чем отличается от устройств, устанавливаемых на УАЗ 469 и прочие модели.
Когда водитель вращает руль на УАЗе Патриоте, винт механизма управления выкручивается из поршневой гайки или, наоборот, вворачивается в неё. Давление в одной или в другой полостях рулевого механизма повышается или понижается, от этого поршневая гайка начинает перемещаться. Одновременно с этим она оказывает влияние на сошку через вал рулевой рейки, а та через рулевую трапецию и тяги передает усилие на управляемые колеса, заставляя поворачиваться их в нужную сторону.
Для наглядности все неполадки представлены в таблице:
Причина неисправности
Способ устранения
Люфт руля (ход без усилия больше 400 мм)
Превышение допустимого зазора в шарнирах рулевых тяг
Добиться нужного зазора или заменить изношенные элементы
Слабое крепежное соединение тяги сошки
Подтянуть гайки шпилек креплений рычагов тяг
Слабое крепление конусов пальцев тяг
Убрать шплинты и затянуть соединения
Ослабление болтового соединения картера с лонжероном рамы
Затянуть болты
Нарушение регулировки или износ зацепления ролика и червяка
Отрегулировать или поменять повреждённые детали
На руле ощущается перемещение червяка по оси
Регулировка затяжки подшипников червяка выполнена некорректно
Отрегулировать до оптимальных значений
Износ деталей
Замена деталей
Самопроизвольное угловое колебание управляемых колес (биение)
Недостаточное давление в шинах
Проверить давление, при необходимости подкачать
Неправильный угол положения колес
Сделать развал-схождение
Неправильный зазор подшипников в ступице
Выставить рекомендуемый зазор
Дисбаланс колес
Требуется балансировка
Изношены рулевые наконечники на УАЗ Патриот
Выставить правильный зазор
Руль на валу перемещается по оси
Ослабла крепёжная гайка руля на валу
Затянуть крепеж
Болты шарнира вала не держат
Подтянуть соединения или заменить болты
Рад иальное смещение вала
В рулевой колонке УАЗ Патриот износились или разрушились подшипники
Замена изношенных деталей
Смещение стопорных колец относительно канавок на валу
Заменить или установить кольца на место.
Крепление кузова к раме ослабло
Затянуть крепления гаек
Рулевой механизм заедает
Сильно изношен червяк или ролик
Замена изношенных деталей
При зацеплении слышны скрипы или щелчки
Нет масла в КПП
Поверить уровень масла, при необходимости долить и устранить утечку
Рабочие поверхности деталей значительно изношены
Замена деталей
Зазор в зацеплении
Выставить правильный зазор
Утечка масла из картера
Повреждена или изношена манжета вала
Поменять деталь
Износилась манжета ротора
Заменить
Масло течет через предохранительный клапан расширительного бачка ГУР
В расширительном бачке повышен уровень масла
Снизить уровень до оптимального
Засорился фильтрующий элемент в бачке
Заменить фильтр
Скрипит рулевая колонка
В подшипнике нет смазки
Снять руль и смазать подшипник
При наличии ГУР требуется большое усилие для поворота рулём
Низкий уровень рабочей жидкости в системе, воздушная пробка
Долить масло до нужного уровня, прокачать систему и удалить пробку
Вода в системе
Заменить рабочую жидкость, прокачать систему
Зацепление поршня с сошкой неправильно отрегулировано
Отрегулировать
Производительность насоса недостаточная
Натянуть приводной ремень, устранить подтекание масла на ремень, прочистить предохранительный клапан
Шумит гидроусилитель
Низкий уровень масла
Долить масло, устранить утечку и прокачать систему
Ослаб ремень привода
Подтянуть ремень
Воздух в системе
Удалить воздух из системы
Изношен насос
Заменить неисправную деталь
Засорился фильтр в бачке
Поменять фильтрующий элемент
Снятие, разборка и установка рулевого колеса
Рулевое колесо снимают для замены при повреждении, для замены контактного кольца выключателя звукового сигнала или вала рулевого управления.
Вам потребуется торцовая головка «на 24».
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Установите рулевое колесо в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля.
3. Преодолевая усилие фиксаторов…
Клавиша включения звукового сигнала крепится к рулевому колесу четырьмя фиксаторами, расположенными по краям клавиши.
4. …снимите клавишу включения звукового сигнала…
5. …сдвиньте защитные чехлы…
6. …и отсоедините клеммы проводов клавиши включения звукового сигнала от разъемов контактного кольца.
7. Ослабьте затяжку гайки крепления рулевого колеса.
Зафиксировать рулевое колесо от проворачивания можно с помощью запорного механизма противоугонного устройства замка зажигания. Для этого выньте ключ из замка зажигания и поверните рулевое колесо до момента фиксации вала противоугонным устройством. После ослабления затяжки гайки крепления рулевого колеса отключите противоугонное устройство, вставив ключ в замок зажигания, и вновь установите рулевое колесо в положение прямолинейного движения.
Не отворачивайте гайку полностью, иначе при снятии рулевого колеса руками в случае его резкого отсоединения от вала можно нанести себе травму.
Балансировка кардана после замены крестовин на Джип Патриот 2.4 литра
Все составные части карданного вала находятся в постоянном вращении вокруг собственной оси. Соответственно, этот узел должен проходить обязательную проверку на соблюдение баланса. Если будут найдены малейшие отклонения, необходимо произвести балансировку вала.
Проверка на соблюдение баланса проводится как на освобожденном от нагрузке кардане, так и при нагрузке на один из концов узла. Затем груз переносится на другую оконечность вала. Затем операции повторяются на кардане, повернутом на 180 градусов по оси. Именно это позволяет нашим специалистам восстанавливать баланс до десятых миллиметра.
Процедура самостоятельной замены крестовины рулевого вала
Замена проходит в несколько этапов:
- Приподнимаем автомобиль над землей при помощи подъемника или закатив в яму, но можно обойтись и поднятием передней части авто.
- Выставляем рулевое колесо под прямым углом и фиксируем, а также фиксируем руль, во время замены не желательны движение колес и руля.
- Для доступа к рулевому валу снимаем левое (правое) колесо. Идем в салон и выкручиваем крепежный болт, после легкого усилия рулевой вал должен сойти с рулевого колеса.
- Под автомобилем аккуратно снимает верхний и нижний кожух, проверьте количество грязи на крестовине и кардане рулевого вала, далеко не во всех автомобилях они защищены пыльником (покупка и установка такой резинки обойдется в 100-200 руб.).
- Находим и выкручиваем болт на крестовине, возможно, придется воспользоваться WD-шкой. После того как болт откручен рулевой вал должен легко сойти с рулевой рейки.
- Тянем вал вниз и вытаскиваем. Часто механизм крестовины ржавый и грязный, первым делом, необходимо будет отмыть его.
- Для развальцовывания понадобиться звездочка соответствующего диметра, фиксируем вал в тисках.
- При помощи головки (предположительно 8-ки) выбиваем крестовину вначале в одну сторону (снимаем стаканчик подшипника), и в другую сторону (также снимаем стаканчик).
- Затем берем новую крестовину и вставляем в таком же порядке – заводим вначале одну сторону, а затем другую, запрессовываем при помощи тисков (но не слишком туго, металл может помяться).
- Оба стаканчики выравниваем и завальцевываем зубилом и молотком.
Конечная процедура сборки не отличается от разбора – главное сохранить порядок. Итак, мы произвели замену крестовины рулевого вала, если все сделано верно – то управляемость будет лучше отзываться на Ваши усилия.
Меняем крестовину карданного вала на ВАЗ, УАЗ или ГАЗ
Появление стука при начале движения, переключении передач или резком разгоне, а также появление шума и вибрации машины при движении в определённом диапазоне скоростей может сигнализировать об износе крестовины карданного вала. Конечно, данные симптомы могут означать не только выход из строя карданной крестовины. Поэтому необходимо провести первоначальную диагностику. Как это сделать самостоятельно можно прочитать тут. Для замены крестовины карданного вала понадобятся: 1. Крестовина карданного вала. 2. Струбцина (съёмник) или оправки с молотком для выпрессовки и запрессовки игольчатых подшипников; 3. плоская отвёртка; 4. круглогубцы (пассатижи, щипцы) для снятия стопорных колец; 5. Металлическая щётка; 6. тиски (желательно).
Кроме того, необходимы торцевые и рожковые ключи для снятия карданного вала. Ну и в редких случаях, для снятия старой крестовины понадобится… болгарка.
Замену крестовины карданного вала производят со снятого кардана. Перед снятием тщательно отчистите от грязи детали карданного шарнира.ОБЯЗАТЕЛЬНО пометьте взаимное расположение частей карданной передачи краской или керном, для сохранения балансировки валов при сборке. После снятия вала (валов) приступаем, собственно, к извлечению карданной крестовины. Отчистите от грязи детали карданного вала, проушины вилки и т.д.
ВНИМАНИЕ. ПЕРЕД СНЯТИЕМ крестовин карданного вала ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМЕТЬТЕ ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ВИЛОК, СТОПРОНЫХ КОЛЕЦ (ГЛУБИНУ ДО ЧАШЕК)
Это позволит впоследствии правильно собрать карданный вал.
Снимите стопорные кольца (стоит легонько осадить молотком стаканы игольчатых подшипников для удобства снятия колец) фиксирующие карданную крестовину. Выпрессуйте подшипники из вилок при помощи струбцины или установите полый упор под проушину вилки карданного вала так, чтобы крестовина оказалась как бы «на весу». Лёгкими ударами молотка по оправке выбейте подшипник. Переверните кардан на 180 градусов и извлеките второй стакан игольчатого подшипника. Снимите фланец шарнира и выпрессуйте оставшиеся подшипники.В шарнирах новой конструкции выпрессовывать игольчатые подшипники таким образом невозможно из-за увеличенной толщины вилки шарнира. Поэтому установите карданный вал одной из вилок карданного шарнира на опору пресса. Через специальную втулку штоком пресса переместите другую вилку шарнира вниз до упора вкрестовину карданного вала. Повернув вилку шарнира на 180°, повторите указанные операции, то есть переместите другой конец вилки вниз до упора в крестовину. При выполнении этих операций противоположный подшипник крестовины частично выйдет из отверстия вилки и в полученный зазор между вилкой и карданной крестовиной можно будет установить втулку с боковым вырезом. Установив эту втулку на шип крестовины карданного вала, переместите вилку карданного шарнира вниз до выпрессовки подшипника. Используя указанные методы, выпрессуйте другие подшипники крестовины. Перед установкой новой крестовины карданного вала необходимо зачистить проушины вилки и фланца от грязи и ржавчины. Карданные крестовины Вилюй заправлены смазкой, но лучше немного добавить её в подшипник (рекомендуем использовать ФИОЛ-2У или Литол 24). Шипы крестовины карданного вала смазывать НЕ нужно. В противном случае образуется воздушная подушка при сборке.
Строго соблюдайте технологию при сборке карданного шарнира
При запрессовке подшипников, особое внимание уделите тому, чтобы не закусило иглы и не было перекосов. Иначе придётся заново разбирать и переустанавливать карданную крестовину
Запрессовывать лучше тисками. Нельзя бить молотком – иглы подшипника могут покоситься, что приведёт к быстрому выходу крестовины карданного вала из строя.
Следите за тем, чтобы все метки о взаимном расположении деталей совпадали. После сборки проверьте, чтобы вилки перемещались без люфтов, но при этом двигались достаточно свободно
Установите кардан на место, предварительно смазав шлицевые соединения и, опять же, обратив внимание на метки
После замены крестовины карданного вала, рекомендуется провести его балансировку.