Устройство и схема подключения
Задача мембранного выключателя, выполненного в виде гайки с клеммой, — своевременно замыкать электрическую цепь с контрольной лампой при падении давления смазки. Приборчик состоит из таких деталей:
- металлический корпус в виде шестигранника;
- контактная группа;
- толкатель;
- мембрана измерительная.
Элемент включён в цепь по простейшей схеме — последовательно с индикатором. Нормальное положение контактов – «замкнуто», поэтому после включения зажигания лампочка загорается. В заведённом моторе возникает напор масла, поступающего к мембране через тройник. Под давлением смазки последняя нажимает толкатель, размыкающий контактную группу, в результате индикатор гаснет.
Когда в двигателе возникает одна из неисправностей, вызывающих снижение напора жидкой смазки, эластичная мембрана возвращается в первоначальное положение и электрическая цепь замыкается. Водитель сразу видит проблему по вспыхнувшей «контрольке».
Устройство второго элемента — «бочонка» под названием ММ393А несколько сложнее. Главную роль здесь тоже играет упругая мембрана, соединённая с исполнительным механизмом — реостатом и ползунком. Реостат представляет собой катушку из хромоникелевой проволоки повышенного сопротивления, а ползунок — это подвижный контакт, перемещающийся вдоль витков.
Электрическая схема подключения датчика и указателя аналогична первой — реостат и прибор стоят в цепи последовательно. Алгоритм работы следующий:
- Когда водитель включает зажигание, в цепь подаётся напряжение бортовой сети. Ползунок стоит в крайнем положении, а сопротивление обмотки — максимальное. Стрелка прибора держится на нуле.
- После запуска мотора в канале появляется масло, поступающее через тройник в «бочонок» и давящее на мембрану. Она растягивается и толкателем двигает ползунок по обмотке.
- Общее сопротивление реостата начинает снижаться, ток в цепи возрастает и заставляет отклоняться стрелку указателя. Чем выше давление смазки, тем сильнее растягивается мембрана и меньше сопротивление катушки, а прибор отмечает рост давления.
На снижение масляного напора датчик реагирует в обратном порядке. Усилие на мембране уменьшается, она отбрасывается назад и тянет за собой ползунок. Тот включает в цепь новые витки обмотки реостата, сопротивление увеличивается, стрелка прибора падает к нулю.
Особенности демонтажа ДУТ на ВАЗ 2106
Итак, первым делом снимаем пластиковых кожух, под которым находится бензобак. После чего отсоединяем два провода питания от датчика, они снимаются довольно легко руками:
А также нужно отсоединить шланг подачи бензина, предварительно ослабив хомут:
Теперь откручиваем все 6 гаек крепления датчика топлива к баку, как показано на фотографии ниже более наглядно:
Далее аккуратно вынимаем ДУТ ВАЗ 2106 наружу. Сначала понимаем его до определенного уровня:
Затем слегка наклоняем его в сторону, так как там будет изгиб:
И еще немного маневров и можно окончательно вынимать датчик:
При необходимости, производим замену данного устройства на новое. Цена его составляет порядка 300 рублей. Установка производится в обратной последовательности и не составляет особого труда.
Ремонт датчика уровня топлива ваз 2110
Последовательность действий:
- Необходимо отключить кнопку, которая отвечает за подачу на аккумулятор команды «минус». В случае, если она отсутствует – нужно сбросить клемму с аккумуляторной батареи.
- Открыть дверцу, открепить заднее сидение и снять его. Достать из салона и убрать в сторону.
- Отодвинуть шумоизоляцию, чтобы обеспечить удобный доступ к смотровому люку в кузове.
- Используя крестообразную отвёртку, раскрутить винты, на которых крепится люк. Снять его крышку.
Подготовка к демонтажу топливного насоса
Отсоединение электрического разъема насоса
Отсоединение насоса от топливной магистрали
Извлечение насоса из бака
Проверка датчика уровня топлива
Установка топливного насоса в бак
Как проверить и заменить элемент
В процессе длительной эксплуатации внутренние детали датчика изнашиваются и периодически выходят из строя. Неисправность проявляется в виде неправдивых показаний индикационной шкалы либо постоянно горящей аварийной лампе. Прежде чем делать выводы о поломках силового агрегата, крайне желательно проверить работоспособность датчика.
Когда лампочка зажигается и тухнет своевременно, а стрелка не отклоняется, следует проверить исправность масляного датчика — измерителя давления ММ393А. Потребуется рожковый ключ размером 19 мм и манометр со шкалой до 10 Бар (1 МПа). К манометру нужно прикрутить гибкий патрубок с резьбовым наконечником М14 х 1,5.
Порядок проверки следующий:
- Заглушите двигатель и дайте остыть до 50—60 °С, чтобы не пришлось обжигать руки во время работы.
- Отсоедините от датчиков провода и выверните их ключом на 19 мм вместе с тройником. Учтите, в момент разборки из блока может вытечь небольшое количество масла.
В дороге масляный датчик ВАЗ 2106 проверить сложнее, поскольку под рукой нет манометра. Чтобы убедиться в наличии смазочного материала в каналах мотора, выкрутите элемент, отсоедините главный провод зажигания и вращайте коленвал стартером. При исправном насосе из отверстия выплеснется масло.
Когда световой сигнал не горит вовсе, рассматривайте 3 варианта:
- перегорела лампочка;
- обрыв проводки;
- пришёл в негодность малый датчик в виде шестигранника.
Первые 2 версии легко проверить путём прозвонки тестером либо мультиметром. Исправность мембранного элемента испытывается так: включите зажигание, снимите с клеммы провод и замкните на массу автомобиля. Если лампа загорится, смело меняйте датчик.
Замена производится путём откручивания большого или малого датчика гаечным ключом
Важно не растерять уплотнительные бронзовые шайбы, поскольку в комплекте с новой деталью их может не оказаться. Потеки моторной смазки из отверстия удалите ветошью
Оба измерителя не подлежат ремонту, только замене. Их металлические корпуса, способные выдержать давление масла работающего двигателя, герметично закрыты и не разбираются. Вторая причина — низкая цена запасных частей ВАЗ 2106, делающая подобный ремонт бессмысленным.
Датчик уровня топлива ваз 2106
Кстати, в зависимости от различных форм топливного бака существуют различные топливные датчики для переднеприводных и полноприводных моделей. Признак различия: датчик с прямоугольным поплавком – переднеприводная модель, с шарообразным поплавком – полноприводная модель.
Схема подключения
Стрелка указателя находится или часто падает к отметке О
Повреждены датчик ( обрывы гибкой шины , обмотки резистора , негерметичность поплавка — он тонет и имитирует пустой бак ) или указатель уровня топлива
При включенном зажигании отсоединить провод от штекера I датчика ( к штекеру t д атчика присоединяется провод , идущий к указателю уровня топлива ) и соединить наконечник провода с массой . Если стрелка отклоняется , датчик неисправен . Заменить датчик . Если стрелка не отклоняется , проверить указатель уровня топлива . Для этого снять щиток приборов и при включенном зажигании соединить с массой штекер 8 указателя . При исправном приборе стрелка должна отклоняться до конца шкалы . Поврежденный указатель заменить . Отремонтировать поплавок . Заменить его можно полыми предметами подходящего размера , изготовленными из бензостойкого материала
Стрелки указателя постоянно находятся на отметке 4/4. Поврежден указатель уровня топлива
Исправность указателя проверять , отсоединив от указателя розовый провод , идущий к штекеру t датчика . В этом случ ае у и справного прибора при включении зажигания стрелка должна находиться против отметки 0. Если стрелка не отклоняется , поврежден указатель и его следует заменить
Не горит контрольная лампа резерва топлива
Перегорела лампа , окислились и не замыкаются контакты датчика . Обрыв провода между датчиком и указателем ( к штекеру XV датчика указателя присоединяется провод , идущий к контрольной лампе резерва топлива)
Снять щиток приборов и заменить перегоревшую лампу . С помощью переносной лампы проверить надежность контакта и целость провода между датчиком и указателем уровня топлива . Проверить выключатель приборов
Ремонт
1) Сперва снимите сам бензобак с машины, а иначе датчик вам снять не получится так как он будет упираться в заднее крыло автомобиля при его снятии. (О том как снять бензобак, см. в статье: «Замена бензобака на ВАЗ»)
2) Далее отверните шесть гаек (На фото несколько гаек уже вывернуто, а так же одной гайки не видно), которые крепят фланец топливного датчика и после чего вытяните датчик и тем самым снимите его с автомобиля.
3) После чего обратите внимание на то место где фланец датчика крепился гайками, но после того как вы датчик сняли, на бензобаке осталась сидеть на шпильках прокладка фланца датчика, которую так же необходимо снять. Примечание! В том случае если эта прокладка будет сильно обжата, на ней будут видны трещины или ещё что либо, то в таком случае замените прокладку на новую!. Примечание! В том случае если эта прокладка будет сильно обжата, на ней будут видны трещины или ещё что либо, то в таком случае замените прокладку на новую!
Примечание! В том случае если эта прокладка будет сильно обжата, на ней будут видны трещины или ещё что либо, то в таком случае замените прокладку на новую!
Установка: 1) Новый датчик и сам бензобак устанавливаются в обратном порядке снятию, то есть сперва устанавливается датчик в бензобак а потом уже устанавливается сам бензобак на своё место.
Установка нового датчика в отверстие бака
Примечание! Все шесть гаек которые крепят фланец датчика, закручивайте аккуратно и крест-накрест, а иначе при резких и грубых движениях прокладка фланца может повредиться и вследствие чего, позже через прокладку у вас будет протекать бензин находящийся в баке!
Совет: Перед тем как купить новый датчик на свой автомобиль, обратите особое внимание на маркировку которая на этом датчике располагается, в связи с этим покупайте новый датчик точно такой же маркировки, какой был старый!
Устройство и принцип работы
Конструктивно датчик объединен с трубкой заборника топлива на общем фланце, который через герметизирующую прокладку на шести шпильках крепится к установочному отверстию бензобака. На всех машинах жигулевской «классики» бак размещается в вертикальном положении возле заднего правого крыла. Доступ — изнутри багажника, отогнув защитную пластиковую накладку.
Устройство ДУТ простое. Он выполнен на основе реостата, подвижный контакт которого приводится в действие рычагом, на конце которого имеется поплавок. Пластмассовый корпус открытого типа находится непосредственно на трубке топливозаборника.
Дополнительно к переменному сопротивлению в том же корпусе имеется упругий контакт, также связанный с качающимся рычагом. Он замыкается, если остаток бензина в баке становится менее 4–6.5 литров, и включает контрольную лампочку резерва на приборе.
Схема подключения датчика видна на рисунке:
Имеется три контакта, один из которых (черный) крепится винтовым соединением на «массу» машины. Два других выведены на клеммные разъемы: провод розового цвета служит для передачи сигнала на стрелочную часть прибора с реостата, а второй провод (в большинстве схем — серый с красным) отвечает за цепь сигнализатора контрольной лампы.
Датчик уровня топлива (ДУТ) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
В системе питания карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 устанавливается датчик уровня топлива (ДУТ), предназначенный контролировать количество бензина в топливном баке. Он расположен на заборнике топлива в топливном баке автомобиля. На щитке приборов имеется указатель уровня топлива и лампа (сигнализатор) резерва топлива, связанные электрической цепью с датчиком уровня топлива и передающие информацию с него непосредственно водителю.
Устройство датчика топлива автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Датчик уровня топлива (ДУТ) имеет круглый фланец, крепящийся непосредственно к топливному баку. На фланце расположена соединительная колодка датчика с двумя выводами. К нему же приварена трубка топливозаборника и трубка обратки. Сам датчик имеет пластиковый корпус, крепящийся на опорной пластине. Внутри корпуса расположен реостат с обмоткой из нихромовой проволоки и неподвижный контакт включения лампы резерва топлива. Контакт соединен с колодкой датчика (вывод «W»). У реостата имеется ползунок, установленный на вращающейся оси и соединенный с подвижным рычагом, на конце которого установлен пластмассовый герметичный поплавок. Нижний конец реостата соединен с колодкой датчика.
Принцип действия датчика уровня топлива автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Поплавок перемещается вниз или вверх при падении или увеличении уровня топлива топлива в бензобаке. Одновременно перемещается соединенный с ним ползунок по обмотке реостата меняя сопротивление на выходе с реостата с низкого на высокое и обратно. Падение и повышение сопротивления отражается на перемещении стрелки указателя уровня топлива в щитке приборов. Уровень в баке низкий, поплавок опущен – сопротивление 285-335 Ом (стрелка указателя уровня топлива на нуле), стрелка указателя показывает пол бака – сопротивление 100-135 Ом, полный бак (стрелка до отказа вправо, поплавок поднят)– 7-25 Ом.
В нижнем положении поплавка, когда уровень топлива самый минимальный (4-7 л), замыкаются контакты на ползунке и контакт лампы резерва топлива. Лампа на щитке приборов загорается.
Работа датчика уровня топлива (ДУТ) при полном баке: поплавок всплыл вверх, контакт ползунка внизу реостата (сопротивление минимальное), подвижный и неподвижный контакты контрольной лампы резерва топлива разомкнуты (лампа не горит)
Работа датчика уровня топлива при падении уровня топлива в топливном баке автомобиля: поплавок упал, контакт ползунка поднялся вверх по обмотке реостата (сопротивление максимальное), подвижный и неподвижный контакты лампы резерва топлива сомкнулись (лампа загорелась)
Подробнее о том как работает указатель и датчик уровня топлива: «Указатель уровня топлива ВАЗ 21083, схема».
Электрическая схема соединений датчика уровня топлива автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Схема подключения датчика уровня топлива в бензобаке ВАЗ 21083
Применяемость датчика уровня топлива на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях применяется датчик уровня топлива 24.3827 и его разновидности. Характеристики его следующие: напряжение -12 В, полное сопротивление реостата-350 Ом, длина рычага поплавка-115 мм, угол наклона рычага при пустом баке-27,5 градусов.
Неисправности датчика уровня топлива
При выходе из строя датчика уровня топлива указатель уровня топлива в щитке приборов либо вовсе не работает, либо показывает неверную информацию. Подробнее о неисправности датчика уровня топлива см. «Не работает указатель уровня топлива в щитке приборов ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Примечания и дополнения
— Реостат это электрический прибор, позволяющий регулировать силу тока и напряжение в электрической цепи посредством изменения сопротивления проходящего через его обмотку электрического тока. Ползунок, являясь подвижным контактом, перемещаясь по виткам обмотки реостата (проводника), изменяет количество витков включенных в цепь тем самым изменяет длину проводника и соответственно его сопротивление.
Еще статьи по топливной системе автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Снятие и установка датчика уровня топлива автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Схема топливной системы автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с карбюраторным двигателем
— Прочищаем сетчатый топливный фильтр на заборнике топлива в бензобаке автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Топливный модуль (электробензонасос) инжекторных ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Неисправности топливной системы автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Назначение датчика контроля давления масла
Все движущиеся и трущиеся детали силового агрегата постоянно омываются жидкой смазкой, подаваемой шестерёнчатым насосом из поддона картера двигателя. Если в силу разных причин подача смазки прекратится либо её уровень снизится до критического, мотор ожидает серьёзная поломка, а то и не одна. Результат — капитальный ремонт с заменой подшипников коленчатого вала, цилиндро-поршневой группы и так далее.
Чтобы уберечь владельца машины от указанных последствий, в классических моделях «Жигулей» предусмотрен двухуровневый контроль над системой смазки двигателя, действующий по такому алгоритму:
- После поворота ключа в замке и включения зажигания загорается красная контрольная лампа, сигнализирующая об отсутствии давления масла. Стрелка указателя стоит на нуле.
- В первые 1—2 секунды после запуска мотора индикатор продолжает гореть. Если подача масла производится в нормальном режиме, лампа гаснет. Реальное давление, создаваемое насосом, стрелка показывает сразу.
- При отключении двигателя, потере большого количества смазки или возникновении неполадок красный индикатор моментально загорается.
- Если напор смазки в каналах мотора уменьшается до критического, лампочка начинает вспыхивать периодически.
Главную роль в работе системы играет датчик — элемент, фиксирующий напор масла в одном из основных каналов двигателя. Индикатор и указатель — всего лишь средства отображения информации, передаваемой измерителем давления.
Особенности демонтажа ДУТ на ВАЗ 2106
Итак, первым делом снимаем пластиковых кожух, под которым находится бензобак. После чего отсоединяем два провода питания от датчика, они снимаются довольно легко руками:
А также нужно отсоединить шланг подачи бензина, предварительно ослабив хомут:
Теперь откручиваем все 6 гаек крепления датчика топлива к баку, как показано на фотографии ниже более наглядно:
Далее аккуратно вынимаем ДУТ ВАЗ 2106 наружу. Сначала понимаем его до определенного уровня:
Затем слегка наклоняем его в сторону, так как там будет изгиб:
И еще немного маневров и можно окончательно вынимать датчик:
При необходимости, производим замену данного устройства на новое. Цена его составляет порядка 300 рублей. Установка производится в обратной последовательности и не составляет особого труда.
Источник
Схема подключения датчика бензина ваз 2106
Всем привет!Прошло немало времени с момента публикации записи “о индикации уровня топлива в классических москвичах.”. Датчик в бак я купил, на приборе от ваз 2106 с отломанной стрелкой проверил работу — таки да подходит всё! =) потом искал целый прибор за недорого. и таки нашел его. купил кажется за 30 грн. домой пришел, разобрал, корпус выкинул — он мне не нужен. снова подключил и ещё раз убедился что всё работает и болтанки уже не будет. и начал думать как подогнать датчик от волги под бак москвича. гугл посоветовал херануть на глаз и на тот же глаз укоротить штангу поплавка, а потом долго и нудно ставить в бак и заливать-сливать бензин. ну либо не резать штангу а гнуть. меня этот подход вобще не устроил — ставить-снимать и заливать-сливать это капец как муторно. это всё-равно что рис китайскими палочками перекладывать — интересно, забавно, но не для ленивых. потому я решил сделать макет. макет сваял, отметил на нем границы измерений родного прибора и волговского. посмотрел, покрутил и понял что мои знания геометрии тут не помогут — максимальный угол между крайними положениями поплавка разный. углы штанги поплавка в верхнем и нижнем положении относительно оси вращения разные. ось вращения штанги поплавка тоже на разной высоте относительно привалочной плоскости прибора. потому я решил мозг себе не выносить и теоретическими расчетами не заниматься. потому недолго думая коцнул штангу поплавка волговского прибора в месте изгиба. покрутил, поприкладывал и понял что без надежной фиксации делать нечего. мозг мой и так был уставший и я решил с этими всеми мыслями переспать — утро вечера мудренее. и тут переезд на другую квартиру, все комплектующие каким-то чудом оказались в разных пакетах/коробках/мешках, потом “акклиматизация” на новом месте и в течении долгого времени я не мог найти вазовский прибор. к тому же не до того было — я люксом занялся вплотную… вобщем тут куча отмазок =) и фотки кстати тоже потерялись, но то ничего страшного — я заново нафоткал и в принципе будет всё понятно.вобщем позавчера был очень хороший день — полез я на шкаф за коробкой в которой лежат запчасти от моей модели Мерса DTM который нужно было собирать покупая журналы с запчастями и вот оно счастье! поплавки, крючки, блесны и прочие причандалы для рыбалки которые я искал с момента переезда и заветный прибор уровня топлива от 2106! и вот сегодня выдалось немного свободного времени и я занялся этим вопросом.заблаговременно была найдена в гараже хреновина от ЦЗ которая тяги соединяет. макет был готов. макет — кусок двп прикрученный к бруску. брусок — привалочная плоскость и ориентир для определения граничных уровней — опускаем поплавок датчика, отмечаем самую нижнюю точку — это нижний уровень. проводим линию через эту точку параллельно уровню бруска. теперь наглядно видим нижний уровень. с верхним тоже самое только верхняя точка это нижняя точка поплавка в верхнем положении. я уже подзабыл чё я там калякал потому сначала прикрутил родной датчик и проверил уровни для него.
эти уровни — эталон для дальнейших манипуляций с волговским датчиком. дальше я решил напролом — тупо прикрутить поплавок по нижнему уровню и посмотреть что будет с верхним. прикрутил с помощью соединителя тяг вот такого только целого.
выставил нижний уровень
с первого раза в точку! всё срослось отлично! на самом деле поплавок на предидущих двух фоках стоит четко по линии если смотреть параллельно поплавку. на фото угол чуть другой и зазор от поплавка до макета дают такую разбежность. переходим от проектирования к лабораторным испытаниям =) берем блок питания 12В, немного проводов и собираем всё по схеме — на прибор +12В, масса и выход на датчик. на датчик массу и провод с прибора. лампочку решил пока не трогать. БП в розетку, пошевелил поплавком — работает. теперь коменты под фото.
Указатель уровня топлива (типа УБ-193) работает совместно с датчиком БМ-892 (891), установленным в топливном баке. Датчик выполнен в виде реостата из нихромовой проволоки.
Указатель уровня топлива УБ-193
Подвижный контакт реостата перемещается рычагом поплавка. На конце рычага имеется дополнительный контакт, замыкающий цепь лампы сигнализатора, когда в баке остается 4-6,5 литров топлива.
Указатель уровня топлива показывает полный бак, что делать?
Вот несколько простых способов самостоятельной диагностики причин этой неисправности на примере стрелочного указателя уровня топлива в комбинации приборов и работающего в паре с ним датчика (ДУТ), в бензобаке автомобиля ВАЗ 2109 (2109, 21099).
— Проверяем исправность датчика уровня топлива (ДУТ)
Поднимаем заднее сиденье автомобиля. Снимаем лючок доступа к заборнику топлива в бензобаке. Включаем зажигание.
Отсоединяем от датчика уровня топлива провод (розовый на вывод «Т») и наблюдаем за поведением стрелки указателя в комбинации приборов. Если стрелка упала в начало шкалы, ДУТ неисправен.
Причины. Возможно поплавок заклинил в верхнем положении. Или этот розовый провод где-то замыкает на «массу». Или неисправен сам стрелочный указатель уровня топлива топлива в комбинации приборов.
В такой ситуации, для начала, нужно снять топливозаборник и выяснять причину заклинивания поплавка датчика или залипания подвижного контакта на реостате внутри него. Если все в порядке, прозваниваем розовый провод и проверяем исправность самого датчика.
— Проверяем исправность указателя уровня топлива в комбинации приборов
Для проверки необходимо подать на него напряжение в обход его электрической цепи. Для этого отсоединяем комбинацию приборов. Снимаем с нее белую колодку проводов (на комбинации «низкой» панели), соединяем вывод «5» в гнезде под колодку с «массой», а на вывод «12» подаем плюс с АКБ. В комбинации автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099 с «высокой» панелью это будут, вывод красной колодки «7» — «масса», вывод «2» — плюс.
Если указатель уровня топлива исправен, стрелка будет на нуле, если нет, в конце шкалы (показывать полный бак). Если установлено, что указатель неисправен, то смело меняем его на новый или заведомо исправный. Ремонтировать и перематывать его обмотки, либо менять магниты, имеющиеся в его конструкции не имеет смысла.
Примечания и дополнения
— На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях применяется датчик уровня топлива 24.3827 и его разновидности. Характеристики его следующие: напряжение -12 В, полное сопротивление реостата-350 Ом, длина рычага поплавка-115 мм, угол наклона рычага при пустом баке-27,5 градусов.
Источник