Переосвидетельствование автомобильных газовых баллонов и проверка газобаллонного оборудования

Виды ремонта газового баллона в частности, ремонт пропановых баллонов

Ремонт газовых баллонов выполняют на основании данных полученных при освидетельствовании в частности. В частности, при проведении восстановительно-ремонтных работ заменяют, вентили, заменяют башмак, выполняют ремонт горловины и пр.

Кроме того, разумеется, при необходимости, на поверхности сосуда наносят дополнительные надписи. Но надо всегда помнить о том, что иногда безопаснее приобрести новый баллон, чем продолжать эксплуатировать старый.

Чаще всего ремонту подлежат пропановые баллоны. Это связано в первую очередь с тем, что эти баллоны имеют широкое применение и в промышленности, и в быту. Но, владельцы бытовых баллонов, должны быть готовы к тому, что они ремонту не подлежат.

Случаи, при которых газовые баллоны не обменивают и к дальнейшему использованию непригодны.

Если на поверхностях баллона выявлены дефекты поверхности, которые превышают 10% от площади поверхности, то такое оборудование ремонту не подлежит и, должно быть, утилизировано.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Все владельцы транспортных средств, имеющие газобаллонное оборудование, обязаны в определенное время проходить освидетельствование баллонов. В соответствие с правилами Ростехнадзора, баллон должен проверяться на срок годности, на соответствие его требованиям безопасной эксплуатации, герметичности и прочности.

Этапы проверки

Проверка ГБО проводится по нескольким этапам. Однако для начала необходимо выбрать, где проверить газовый баллон. Самое главное условие — сервис должен иметь соответствующий сертификат, потому что после проверки автовладельцу выдается официальное свидетельство, подтверждающее факт проверки газового сосуда.

Информацию о работе с ГБО салоны обычно выкладывают в интернет, поэтому накануне проверки с поиском компании проблем не будет. При выборе таковой следует записаться на проверку сосуда газового оборудования, так как в известных автосервисах возможны очереди. Итак, техническое освидетельствование газовых баллонов осуществляется следующим образом.

Подготовка баллонов

На подготовительном этапе газовый сосуд очищают от грязи и из него выкачивают остатки газа. Баллон снимается с автомобиля. Далее мастера обрабатывают сосуд паром с высоким давлением. Очистив баллон, специалист подвергает его тестированию газоанализатором на предмет сохранения остатков газа. После этого непосредственно начинается проверка газовых баллонов.

Осмотр наружной и внутренней поверхности

Перед проверкой с помощью специального оборудования баллон подвергается внешнему и внутреннему осмотру. Любые микротрещины, сколы и следы ржавчины на сосуде представляют повышенную опасность, поэтому выявленные легкообнаруживаемые дефекты подлежат исправлению.

Гидравлические исследования

Опрессовка метановых баллонов — это важный этап проверки, позволяющий выявить повреждения, не доступные человеческому глазу, но способные вызвать утечку и взрыв.

  1. Перед испытанием сосуд опускается в бронированный резервуар или укладывается в огражденное помещение.
  2. В баллон закачивают теплую воду.
  3. Затем в сосуд нагнетается повышенное давление — 25 атмосфер — и в течение 2-3 минут выдерживается повышенная нагрузка.
  4. Далее давление в баллоне сокращается до рабочих параметров.

После испытания сосуда сотрудники сервиса еще раз осматривают баллон на предмет выявления новых трещин, сколов, потертостей

Большое внимание уделяется целостности швов. При осмотре сосуда могут применяться некоторые инструменты: эндоскоп, увеличительные стекла и прочее

Если во время испытания сосуд ГБО изменил свою форму либо произошли какие-то другие серьезные дефекты, его списывают в брак. Мелкие дефекты ГБО подлежат ремонту, обычно в том же сервисе, где проходит осмотр. После тщательной проверки баллон ГБО высушивается путем подачи теплого воздуха. Теперь сосуд поступает на пневматические испытания.

Пневматические испытания

Последний этап проверки предполагает помещение заполненного воздухом до 16 атм. баллона вместе с запорной арматурой в аквариум. Далее сосуд ГБО выдерживается в воде в течение 2-3 минут. Наблюдающий специалист следит, чтобы из него или запорной арматуры не пошли пузырьки воздуха. Их наличие — повод для ремонта. Затем испытание повторяется снова. Комиссия одобряет баллон, только если он полностью проходит испытание в аквариуме, не пуская пузыри в воду. В противном случае емкость ГБО бракуется.

Сроки службы, установленные изготовителями

О том, что устанавливать срок эксплуатации газовых баллонов должен именно изготовитель, сказано и в п. 485 Приказа Ростехнадзора №116. Здесь же рекомендовано устанавливать срок годности 20 лет, если какие-либо сведения в сопроводительной документации отсутствуют.

  1. Металлокомпозитные МКБ и БМК. Производитель определил срок годности металлокомпозитных МКБ и БМК в период, равный 10-ти годам.
  2. Челябинский трубопрокатный завод. Этот изготовитель работает с продукцией по ГОСТ 949-73. Есть разница в оборудовании, произведенном до 22.12.2014г., и после. Дело в том, что на баллонах, изготовленных до этой даты, маркировка относительно срока службы отсутствовала, в соответствии с МТО 14-3Р-001-2002г. Принято при обнаружении газовых емкостей с не указанным периодом действия считать, что их срок годности составляет 40 лет. Срок эксплуатации оборудования, выпущенного после 22.12.2014 г., устанавливается заводом-изготовителем продолжительностью в 20 лет.
  3. Алюминиевые БД: На такие сосуды ГОСТа нет, а в ТУ срок годности не указан. Зато изготовители утверждают, что длительность эксплуатации алюминиевых сосудов для газов составляет:
  • 10 лет, если сосуды изготовлены до ноября 2014 г.;
  • 20 лет, при условии выпуска после ноября 2014г.

Разница в продолжительности эксплуатации состоит в новом, более строгом подходе, базируемом на усилении требований норм безопасности.

Технология заправки баллонов газом

Прежде всего, при приеме баллона на перезаправку организация, которая будет производить работы, должна проверить техническое состояние баллона. Что имеется в виду и что скрывается за этим технологическим определением?

Если баллон находится в неудовлетворительном техническом состоянии, то его могут отказаться принимать на перезаправку. Какие конкретно дефекты могут стать причиной отказа, стоит рассмотреть во всесторонних подробностях.


Пополнение запаса сжиженного газа в баллоне допускается производить только на газозаправочных станциях, располагающих оборудованием для заправки и взвешивания сосудов

Основные дефекты, при выявлении которых могут отказать в перезаправке баллона газом:

  • если была выявлена неисправность запорной арматуры (неисправен вентиль баллона);
  • при наличии явных повреждений целостности корпуса – это могут быть явные трещины в сварном шве, либо следы глубокой коррозии, вмятины или выпуклости на корпусе;
  • отсутствие таблички с паспортными данными или не читаемая табличка – это тоже причина, по которой могут отказаться принимать баллон.

Однозначно не подлежит заправке голубым горючим баллон окраски, не соответствующей государственным нормам и требованиям, а также резервуар без стандартной надписи.

При наличии дефектов корпуса и арматуры наполнение баллона газом запрещается. Его потребуется заменить или отремонтировать

Предъявляемые заправщиком требования по окраске баллона и надписи уже рассматривалось выше, технические неисправности арматуры и корпуса – это вполне объяснимые претензии.

Рассмотрим требования к табличке. Это фактически паспорт баллона, в котором отражены все его данные, начиная с момента производства и заканчивая датой последней поверки (освидетельствования).

Что конкретно должно быть указано на табличке:

  • в первую очередь – это марка баллона и клеймо ОТК завода-изготовителя;
  • далее указывается конкретный тип баллона и номер партии, в которой он был выпущен;
  • обязательно указывается вес баллона с погрешностью не более 200грамм;
  • соответственно дата производства (выпуска) баллона;
  • дата, когда баллон прошел освидетельствование в последний раз и дата следующей поверки;
  • указывается рабочее давление баллона и его испытательное давление;
  • обязательно должен быть указан объем баллона, т.е. его емкость с точностью до 0,2л.

При ее отсутствии таблички идентифицировать баллон будет проблематично. Поэтому за ее состоянием необходимо регулярно следить. Если эксплуатационные сведения выбиты непосредственно на корпусе баллона, то надпись должна быть покрыта бесцветным лаком и обведена контуром белого цвета.

Таблички, которые не выбиты на корпусе, а прикреплены отдельно, тоже следует сохранять в целостности, а данные на “баллонном паспорте” должны быть хорошо различаемыми и легко читаемыми.

Табличка баллона с сжиженным газом содержит все сведения о технических характеристиках, поверках и прочих данных тары под газ

Для чего нужны эти данные? Именно эти характеристики будут проверяться организацией, выполняющей заправку баллона на соответствие. Сведения о весе баллона и его объеме говорят о том, сколько газа можно заправить в этот баллон.

Чтобы это было понятно, рассмотрим основные нюансы технологии правил заправки бытовых газовых баллонов, которые прописаны в типовых инструкциях по заправке баллонов пропаном или пропанобутановой смесью.

Заправка баллонов должна выполняться в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя, нормы заполнения баллона составляют:

  • для технического пропана – это объем порядка 0,425 кг на каждый литр баллона;
  • для технического бутана – это объем порядка 0,4338 кг на каждый литр баллона,

При этом жидкая фаза газа не должна превысить 85% от геометрического объема заполняемого баллона.


Заправку сосуда с газом производят так, чтобы 15% от полного объема осталось свободным. Это необходимо на случай теплового расширения газа при нагревании

Баллон должен быть взвешен перед наполнением. Он должен обязательно иметь остаточное давление, если уже был в эксплуатации. После наполнения баллон должен быть взвешен, а заглушка штуцера вентиля резервуара для хранения и использования газа проверена на герметичность при помощи обмыливания всех мест, где возможны утечки.

Ремонт вентиля газового баллона

Основные неисправности газовых кранов

На самом деле конструкция газового крана не отличается сложностью и особо в нем ломаться нечему. Но и тем не менее в силу ряда причин, он может или начать пропускать газ или полностью выйти из строя. Одна из причин его поломок – это небрежное отношение со стороны персонала. Например, прикладывание излишних усилий при открывании или закрывании. Это может привести или к срыву резьбы или поломке штока.

Кроме этого, попадание в регулятор посторонних частиц может привести к тому, что они не дадут полностью закрыть затвор, а это неизбежно приведет к утечке газа. В любом случае при малейшем подозрении на наличие дефектов в корпусе или механизме газового крана, баллон необходимо изымать с рабочего места или бытового помещения и отправить его на ремонт.

Да, бесспорно, газовый кран, можно снять с баллона и самостоятельно его осмотреть и при необходимости его продуть или отремонтировать, но нельзя забывать о том, что любая работа с газовым баллоном несет в себе потенциальную опасность. Именно поэтому еден строгий запрет на демонтаж газовых кранов самостоятельно в кустарных условиях. Если есть даже небольшая возможность передать ремонт газового крана в мастерскую, то лучше так и сделать.

Читать также: Устройство для приготовления мороженого

Проверка системы

Проверка метанового и пропанового оборудования является подтверждением того, что сосуд полностью соответствует всем требованиям по безопасной эксплуатации.

Как только были проведены испытания водой и воздухом, все данные вносятся в паспорт. В документе указано разрешение на допуск и дальнейшую эксплуатацию.

  • свидетельство о том, что ГБО прошло все испытания;
  • в паспорте ставится отметка об очередном переосвидетельствовании.

В документах, которые прилагаются к газобаллонному оборудованию на транспортное средство, указывается, что сосуд был подвергнут не только наружному и внешнему осмотру, но и прошел все испытания. В результате всех проведенных действий выдается заключение о пригодности баллона для работы.

Данный результат, а именно свидетельство по форме 2Б должно всегда находиться в транспортном средстве. Его могут потребовать сотрудники ГИБДД, оно необходимо при прохождении технического обслуживания автомобиля и при выдаче диагностической карты. Также некоторые заправки требуют акт проверки оборудования.

Какие сосуды подлежат выбраковке?

Существуют признаки, по которым бракуют баллоны при обследовании:

  • механические повреждения корпуса, следы ударов;
  • снижение измеренной массы на 7, 5% и более по сравнению с паспортной;
  • увеличение измеренного объема на 1% по сравнению с паспортным;
  • протекшая или просочившаяся жидкость в ходе гидравлической опрессовки;
  • отсутствие или нечитаемость данных на паспортной табличке.

Такие емкости признаются бракованными и не допускаются к дальнейшему использованию. Ремонту они также не подлежат. Чтобы исключить возможные попытки заставить их работать дальше, на них разрушается резьба горловины и сверлится отверстие в стенке.

Своевременная проверка газовых емкостей — залог их безопасной эксплуатации. Для такого освидетельствования необходимо привлекать организации, прошедшие государственную сертификацию.

Процедура освидетельствования балона

Проверка метановых баллонов призвана подтвердить, что сам резервуар, а также запорная арматура, установленная на нем, выдерживают давление газа без нарушения целостности и утраты герметичности. Со временем надежность клапанов и прочность стенок могут снижаться — если не выявить это заранее, возможна утечка газа или разрыв резервуара при очередной заправке.

Освидетельствуют баллоны в специализированных сервисных центрах, оснащенных всем необходимым контрольным оборудованием:

  • Машину с установленным ГБО осматривают, выявляя наиболее заметные повреждения системы.
  • Мастер, проводящий освидетельствование, читает маркировку на табличке, определяя дату предыдущей проверки.
  • Резервуар демонтируется с транспортного средства.
  • Из емкости удаляются остатки газообразного топлива во избежание возгорания или взрыва.
  • Проводится тщательная проверка поверхности для выявления дефектов, снижающих прочность резервуара. Поверхностная коррозия (не более 10% от толщины стенки, не более 105 площади поверхности) к таким дефектам не относится, но во избежание ее развития ржавчину зачищают, а сам резервуар грунтуют и окрашивают заново.
  • Герметичность проверяется под давлением.

Контроль герметичности может выполняться гидравлическим и/или пневматическим способом. В первом случае резервуар заполняется водой под давлением, которое в 1,5 раза превышает рабочее давление газообразного топлива для этой конструкции баллона.

Пневматический контроль (опрессовка) выполняется на специальном стенде. Баллон закрепляют и заполняют воздухом либо инертным газом, при этом давление должное превышать рабочее в 2–2,5 раза. Такая проверка дает возможность определить, есть ли у стенок и запорной арматуры нужный запас прочности.

Признаками неисправности могут быть появлявшиеся после опрессовки:

  • Вздутия.
  • Трещины.
  • Течи.
  • Отверстия.

Появление любого из этих дефектов свидетельствует о критическом износе/повреждении. Ремонт емкостей не допускается (вне зависимости от способа ремонта) — баллон признают непригодным для эксплуатации, и его приходится менять.

После успешного прохождения процедуры проверенный баллон устанавливают на автомобиль и подключают к системе ГБО. Качество подключения контролируется во избежание утечки метана в месте крепления вентилей.

Техническое освидетельствование газовых баллонов

Порядок проведения работ:

  1. Анализ документов, сверка их с маркировкой емкости;
  2. демонтаж (по необходимости дегазация) и разборка путём снятия мультиклапана или вентиля (владелец может сам снять баллон);
  3. мойка, очистка, наружный осмотр;
  4. внутренний осмотр (за исключением сосудов СУГ вместимостью до 55 литров);
  5. проверка массы и вместимости, способом наполнения водой, взвешивания пустой и наполненной емкости, затем сравнивание вычисленного объёма воды с первоначальными данными указанными в паспорте (стальные бесшовные до 12 и свыше 55 литров, а также шовные всех объемов не проверяются);
  6. проведение испытаний при помощи давления на стенде для проверки.

Неисправный тороидальный баллон

При осмотре выявляют трещины, коррозия, вмятины, прочие повреждения с которыми запрещается эксплуатация.

Сосуды выбраковываются если:

  • Истёк срок годности;
  • глубина раковины, риски, трещины составляет более 10% от толщины стенки; изношена резьба;
  • масса бесшовных баллонов объёмом от 12-55 лит. уменьшена на 7,5% и выше, также вместимость повышена от 1%;
  • коррозия занимает более 10% площади.

Технология испытания

Стенд для опрессовки газовых баллонов

Сосуды проверяются на специальном оборудовании для опрессовки газовых баллонов пневматическим или гидравлическим способом. Корпуса должны выдерживать давление, которое превышает рабочую нагрузку в 2 раза. Для пропан-бутановых ёмкостей рабочее давление составляет 1,6 МПа, а для метана – 20-25 МПа.

Документы на баллоны

По завершению успешных испытаний, организация наносит (выбивает) клеймо на металлической табличке баллона, даты следующего, настоящего освидетельствования. В паспорте сосуда дублируются те же данные.

Если емкость объёмом 100 л. и более клейменее не требуется, соответствующие отметки отражаются в паспорте.

Освидетельствование баллонов: последовательность операций

Проверку состояния осуществляют в следующей последовательности:

1) Подготовка.

На этапе подготовки из емкости удаляют остаток газа, демонтируют вентиль, после чего осуществляют продувку воздухом и тщательную очистку поверхности с применением воды и, при необходимости, растворителя. Демонтированный вентиль подвергают отдельной проверке, а в случае неисправности направляют в ремонт или бракуют с последующей заменой.

Подготовка баллона перед проверкой

2) Визуальный осмотр. Целью визуального осмотра является выявление любых дефектов конструкции: трещин, вмятин, плен, раковин, глубоких рисок (более 10% толщины стенки), износа резьбы и т.п. Для внутреннего осмотра допускается применение осветительного прибора с напряжением питания до 12 В. В случае обнаружения ослабления кольца на горловине или неправильной насадки башмака, испытание приостанавливается до устранения данных неисправностей.

Осмотр на наличие дефектов

3) Проверка массы и вместительности. Чтобы определить, насколько коррозия и другие физико-химические преобразования металла уменьшили толщину стенок, осуществляют измерение массы и внутреннего объема изделия, а также сравнение полученных показателей с первоначальными данными из паспорта. Взвешивание выполняют на весах с точностью 200 г. Для определения вместимости сначала взвешивают пустой сосуд, а затем наполненный водой, после чего по разности показателей находят массу воды с дальнейшим расчетом ее объема.

Проверка массы и вместимости взвешиванием

4) Гидравлическое испытание. Для определения прочности емкости ее наполняют водой под высоким давлением. Величину проверочного давления устанавливает завод-производитель, оно должно быть как минимум в 1,5 раза выше рабочего показателя. Длительность проверки составляет не меньше 1 минуты. Гидроиспытание считается успешным, если во время его выполнения манометр показывал стабильную величину, а на корпусе не были обнаружены трещины, течи, слезы и видимые деформации.

Выдержка под проверочным давлением при гидроиспытании

5) Монтаж вентиля. Перед соединением вентиля и резервуара оба компонента подвергают обезжириванию, после чего просушивают и продувают воздухом. Установка осуществляется с применением уплотнителя, а сила затяжки для резьбы W27,8 составляет 300-400 н. м.

6) Нанесение клейма. Если по результатам тестирования резервуар допускается к дальнейшей эксплуатации, организация, проводившая аттестацию, выбивает на корпусе индивидуальное клеймо, а также дату проведенной и следующей проверки.

7) Покраска корпуса. В случае неудовлетворительного качества внешнего покрытия цилиндрический корпус покрывается масляной или эмалевой краской или нитроэмалью. При этом не допускается производить окраску емкости под давлением.

Покраска и сушка

Какие сосуды подлежат выбраковке

При наличии одного из приведенных ниже условий баллон не подлежит освидетельствованию и подвергается выбраковке:

  • наличие видимых дефектов корпуса;
  • уменьшение фактической массы на 7,5% или увеличение объема на 1%;
  • выявление недостаточной прочности во время гидравлического испытания.
  • отсутствие хотя бы одного из следующих паспортных клейм: знак завода-изготовителя, заводской номер, фактическая масса и вместимость, дата изготовления и следующего испытания, рабочее и пробное давление, метка ОТК, вид термообработки.

На резервуарах, которые не прошли освидетельствование, деформируется резьба горловины посредством нанесения насечек или сверлится отверстие в корпусе. Это делается для того, чтобы дальнейшая эксплуатация бракованного сосуда была невозможной.

Поскольку некоторые недобросовестные компании восстанавливают выбракованные сосуды и потом предоставляют их клиенту в качестве новых изделий, важно покупать и делать заправку только у проверенных поставщиков, где вся продукция соответствует строгим государственным нормам. Подробнее о типах заправляемых газов и емкостей Вы можете узнать здесь

О расценках

Минимальная цена составляет 2000 рублей. Сюда входит проверка одного сосуда, а также оформление свидетельства. Прайс на другие услуги варьируется – если баллон необходимо покрасить, подготовить к осмотру, обновить клеймо и установить на транспортное средство, стоимость может дойти и до 10 тысяч. Поэтому перед выбором сервиса стоит ознакомиться с его прейскурантом. При желании сэкономить, можно проделать часть работ самостоятельно – демонтировать, отмыть от грязи.

Обязательность освидетельствования баллонов – это надежный способ обеспечить свою безопасность. Каждый год происходят несчастные случаи, причиной которых являются резервуары для хранения газа под давлением. Поэтому к проверке стоит отнестись ответственно – и не только потому, что при ее отсутствии можно получить штраф.

Процесс освидетельствования и восстановления емкостей для промышленных газов

Нормативной документацией, а именно «Правилами обустройства и эксплуатации сосудов…» назначена регулярность проведения освидетельствования технического состояние сосудов для газов.

Правила использования ацетиленовых баллонов

К примеру, освидетельствование баллонов для ацетилена проводится один раз в пять лет. В то время, как масса, находящаяся внутри баллона, должна проверятся как минимум один раз в 2 года. Кстати, на баллоне должна быть нанесена отметка о сроках проведения освидетельствования, результате осмотра пористой массы и указаны сроки следующего освидетельствования баллона.

В соответствии с техническими условиями, к эксплуатации допускают только те емкости, которые прошли все необходимые испытания и об этом сделаны все соответствующие записи. Новые сосуды, проходят необходимый цикл испытаний во время приемки продукции службой технического контроля.

По истечении сроков освидетельствования баллоны должны проходить переосвидетельствование, то есть полное освидетельствование технического состояния. При этом те, которые переосвидетельствование не прошли должны быть изъяты из оборота и отправлены на вторичную переработку (утилизацию).

Емкости, на которых обнаружены исправимые дефекты, то они подлежат ремонту и после выполнения требуемых работ, проведения надлежащих испытаний могут быть возвращены в эксплуатацию.

Этапы проверки

Процесс освидетельствования баллонов для пропановых и метановых емкостей занимает до 5 дней. Продолжительность зависит от количества работ. Необходимость их выполнения определяется в ходе комплексной проверки, которая делится на несколько этапов.

Первичный осмотр

Баллон предварительно подготавливается. Чтобы резервуар приняли на обследование, его необходимо подготовить. Для этого проводятся следующие процедуры:

  • очищается;
  • опустошается;
  • освобождается от арматуры;
  • проходит дегазацию (подача пара под давлением);
  • проверяется на отсутствие остатков топлива;
  • промывается изнутри.

После этого чистый баллон осматривается на наличие дефектов. Проверяются поверхности – внешняя и внутренняя, горловина, сварные швы. Если видимые повреждения корпуса и элементов отсутствуют, проводятся технические испытания.

Опрессовка

Испытания позволяют проверить герметичность емкости. Опрессовку метановых баллонов обычно осуществляют гидравлическим методом. Резервуар наполняют водой под давлением, проверяют целостность и осушают. В качестве альтернативы допускается пневматический метод – опрессовка проводится сжатым воздухом. Баллон при этом погружают в воду.

Поверка

После успешных проверок герметичности и внешнего вида емкость отправляют на завершающий этап. Результаты заносятся в паспорт с указанием даты, метода тестирования, факта осмотра поверхностей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про автомобили
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: