Помпа системы охлаждения
Иногда причиной того, что вентилятор охлаждения постоянно работает и не выключается, является водяной насос. Температура охлаждающей жидкости в радиаторе растет, потому что скорость ее движения замедлена. Когда жидкость попадает в радиатор охлаждения, антифриз просто не успевает охладиться до нужных температур и проходит на следующий круг. При этом жидкость еще больше разогревается.
Когда насос кое-как работает, то о неполадках может сообщить вентилятор. Если помпа окончательно сломалась, тогда двигатель моментально закипит – с этого обычно начинаются серьезные проблемы и дорогостоящий ремонт.
Двойной вариант
Установка пары вентиляторов в корпус компьютера – лучший вариант. Один из них должен стоять под блоком питания на задней стенке и работать на выдув. Второй – фронтальный, устанавливается на передней стенке, и работает на вдув. Это самое правильное расположение кулеров в системном блоке, так как создаёт хороший воздушный поток мимо всех узлов. Большой плюс — баланс внутреннего давления не позволяет скапливаться пыли внутри корпуса. Но всё будет работать отлично лишь при соблюдении пары правил:
- Размер вентиляторов лучше выбирать максимальным для места установки – если туда можно установить 140-миллиметровую модель, то ставьте её, иначе остановитесь на 120-миллиметровом варианте.
- Нужно контролировать, куда должен дуть вентилятор в корпусе компьютера. Передний – на вдув, задний – на выдув. Иначе внутреннее давление и циркуляция воздуха нарушатся, и в результате будет больше вреда, чем пользы.
В какую сторону должен крутится вентилятор охлаждения
С улицы через радиатор на двигатель или наоборот.
Вентиляторы располагаются между радиатором и двигателем и бывают нескольких видов, это электрические, которые включаются по сигналу датчика, при достижении определённой температуры, есть вентиляторы работающие от виксомуфты , опять же при достижении определённой темературы, виксомуфта ратотает за счет расширения спирали от нагрева(это другая история) и ,,мясорубки,,- это вентиляторы вращающиеся постоянно не зависимо от температуры, за счет ремённой передачи со шкива коленвала. На последних устанавливаются жалюзи на радиатор, это в основном старые советские или военные авто, с/х техника. Но принцип работы у всех одинаковый — это протягивать снаружи через радиатор холодный воздух, для лучшего захвата устанавливаются диффузоры. Короче говоря располагаясь между радиатором и двигателем вентилятор дует ОТ радиатора НА двигатель и никак иначе, в противном случае мы спорим со всеми законами физики.
Долго поездив на старом «Москвиче», наконец купил новый ВАЗ-2107
Через некоторое время обратил внимание на то, что двигатель быстро нагревается, и в городе электровентилятор почти не выключается. Так как опыт все же есть, всю систему охлаждения, включая термостат, проверил самостоятельно
Все было «по правилам». Радиатор начинал прогреваться при температуре около 80°, прочих явных отклонений вроде подтеканий жидкости или засорения наружной поверхности радиатора обнаружить тоже не удалось.
Приехав в мастерскую (машина на гарантии), потребовал устранить неисправность. А так как автомобиль не очень сложный, его поручили молодому слесарю. Он уже собрался действовать «методом научного тыка» – поменять датчик включения электровентилятора, но вдруг решил завести двигатель, чтобы убедиться в существовании неисправности. Вентилятор включился.
В какую сторону должны крутиться вентиляторы в корпусе?
В идеальном случае холодный воздух должен подаваться в корпус снизу спереди. Эта часть быстро забивается пылью и требует очистки пылесосом.
Горячий воздушный поток выдувается сверху и сзади, а также через блок питания. При установке вентиляторов учитывайте направление воздуха. Иначе, можно ухудшить охлаждение.
Правильное направление воздушных потоков
Жёсткие диски обычно ставятся внизу. Вентилятор перед ними должен вдувать воздух.
Видеокарты располагаются чуть выше. Кулер для их охлаждения нужно расположить в середине передней части также на вдув.
Некоторые корпусы предусматривают установку вентилятора на боковую крышку. Тогда он должен так крутиться, чтобы всасывать воздух внутрь и дополнительно охлаждать процессор и материнскую плату.
На корпусе кулера производитель всегда ставит стрелки, указывающие направление потока воздуха. Ориентируйтесь по ним при установке.
Как подключить кулер
Чтобы запустить систему охлаждения нужно знать не только как установить, но и как подключить кулер к компьютеру.
В зависимости от разъема питания вашего кулера нужно выбрать соответствующее подключение, как показано на рисунке. Далее следуйте своей инструкции.
Как подключить кулер к материнской плате:
- Подключите кулер в соответствующий разъем (к 4Pin можно подключить 3Pin кулер, при этом не будет работать регулировка оборотов)
Как подключить кулер к блоку питания:
- Найдите свободный 4Pin Molex разъем от блока питания
- Аккуратно соедините его с разъемом вашего кулера (будьте осторожны, на некоторых моделях во время подключения можно выдавить один из коннекторов!)
Как видите подключение кулера дело очень простое, но если у вас остались вопросы – напишите их в комментарии и я обязательно отвечу.
Чем чревато, если не работает вентилятор радиатора
ДВС – сложное устройство, и его характеристики оптимальны, когда он работает при определенной температуре. Как уже отмечено выше, она зависит от правильной работы системы охлаждения. В случае, когда не удается выдержать нужную температуру, последствия будут достаточно печальными – при перегреве двигатель вполне может заклинить и тогда, как минимум, капитальный ремонт ему обеспечен.
Устойчивость работы всей системы должен создавать вентилятор, позволяя снизить температуру воды в любых условиях. А вот если он не работает, особенно когда жарко, то надо искать, почему вентилятор не включается или не крутится. Сейчас такие устройства обычно бывают электрическими, и отказ самого изделия маловероятен, а возможной причиной этого часто служит выход из строя его обвязки (датчика, предохранителя, соединительных проводов и т.д.).
Значит, выясняя причины, почему постоянно работает вентилятор охлаждения радиатора или почему он не включается или не крутится, надо в первую очередь проверить именно обвязку устройства.
В какую сторону должен дуть вентилятор на кулере
Повторюсь, что кулер предназначен для локального охлаждения конкретного элемента. Поэтому здесь не учитывается общая циркуляция воздуха в корпусе. Вентилятор на кулере должен продувать воздух через радиатор, тем самым охлаждая его. То есть вентилятор на кулере процессора должен дуть в сторону процессора.
На некоторых моделях кулеров вентилятор устанавливается на вынесенный радиатор. В этом случае лучше его ставить так, чтобы воздушный поток направлялся в строну задней стенки корпуса либо вверх в сторону блока питания.
На большинстве мощных видеокарт кулер представляет из себя радиатор и крыльчатку, которая не вдувает воздух сверху внутрь, а гонит его по кругу. То есть в этом случае через одну половину радиатора воздух засасывается, а через другую выдувается.
кулер дует не в ту сторону
В шоке. счас разобрал перегревающийся ноут, а там вентилятор вместо того чтобы воздух выдувать сквозь решётку радиатора проца, засасывает сквозь неё тепло в системник. чё делать и чё это ваще за хрень? глюк проявляется без запсука системы. раньше всё было нормально. можно конечно ручками полярность поменять, но не фантан.
Ноутбучный кулер не может дуть не в ту сторону, они все центробежные. Если его вращать в обратную сторону, направление движения воздуха будет тем же, только эффективность охлаждения снизится.
видимо это был обман зрения. но вентилятор крутится, ревёт как дикий зверь а воздух выходит паралеьно оси вращения. а через выдувные отверстия явно сосёт.
Может он просто забился пылью?
да вроде нет. чистенько. счас попытался поменять полярность и он вообще теперь не крутится. а главное под рукой даже мультиметра работающего нет
ты пиздец бред несешь
любой радиатор должен охлаждатся засасыванием воздуха через него, а не выдуванием через него иначе тепло от самого вентилятора добавляется и эффективность охлаждения ниже другое дело, что не всегда такое может быть технически целесообразно
давай! новое слово в технике! охлаждение радиатора теплым воздухом, вместо холодного! что касается сервера, там небось не один кулер внутри
ты теоретик. чинишься поди в сц эйпла. иди отсюда. ты нихуя не смыслишь в компах. не позорься.
ты че тупишь? эффективная теплопередача зависит не только от разности температур потока воздуха и радиатора, а также от эффективной площади и скорости циркуляции воздуха, как теплоносителя воздух забирается извне через воздухозаборники или щели, идет через ноут и выдувается чаще всего через сторону ну так вот, гений, где эффективнее поставить вентилятор? на входе или на выходе?
У меня в одну половину радиатора воздух всасывается, а через вторую выходит. Никаких других отверстий для забора воздуха нет.
В серверах процессоры охлаждают воздухом уже после того, как он прошел через корзину с жесткими дисками.
Выбор подходящего кулера
Основные параметры, на которые нужно обратить внимание при выборе кулера:
- Диаметр. Стандартные размеры: 80, 90-92 или 120 мм. Конечно, чем больше кулер, тем он эффективней, но прежде чем его покупать, нужно узнать, поместится ли он в корпус ПК. Измерьте стенку, на которую собираетесь устанавливать охладитель или посмотрите в инструкцию – там должны быть указаны размеры корпуса.
- Разъем для подключения. Лучше всего сразу посмотреть какой разъем для корпусного кулера предусмотрен на материнской плате и покупать соответствующую модель.
- 3-х контактный (3-pin). Здесь есть два основных кабеля – напряжение и заземление, и третий, подающий сигнал о количестве оборотов вентилятора. Именно благодаря этому сигналу можно регулировать оборотность с помощью специальных программ.
- 4-pin. В таком разъеме добавлен еще один сигнальный кабель. С его помощью материнка сама контролирует и изменяет количество оборотов лопастей в зависимости от потребностей.
Эти два варианта кулеров взаимозаменяемы, но в любом случае теряется четвертый контакт, отвечающий за сигнал, передающийся на материнскую плату.
Molex. Это тоже четырехпиновое устройство, только у него: 2 кабеля напряжения (5 и 12 V) и два соответствующих заземления. Такая структура дает возможность регулировать оборотность вентилятора, изменяя напряжение (подключиться к контакту на 5 или на 12 V, или, поменяв их местами, получить 7 V).
Такие кулеры подключаются к блоку питания, но можно воспользоваться переходником и подключиться к материнке.
- Частота вращения вентилятора. Чем быстрее он крутится, тем активнее он гоняет воздух и охлаждает его. Однако и шум от такого кулера будет довольно сильным. Если вы купите аппарат, частота вращения лопастей у которого выше 2700 оборотов в минуту, будьте готовы к чрезмерному шуму. Для нормальной комфортной работы пользователя уровень шума не должен превышать 30-40 Дб.
- Подшипники:
- гидродинамические – самые выносливые, не требующие смазывания;
- качения – рассчитаны на 40000-50000 часов работы;
- скольжения – работают около 10-15 тысяч часов.
Диагностика неисправностей предохранителя
Что делать, если не работает вентилятор охлаждения, стало ясно. Однако что делать автомобилисту, если система включается, но тем не менее она неработоспособна? В таких случаях с температурным датчиком проблемы нет. При наличии подобной проблемы целесообразно проверить предохранитель вентилятора охлаждения, который может быть поврежден.
Для проверки потребуется подать питание на красно-белый проводок от плюсовой клеммы батареи аккумулятора, а от минусовой – заряд на коричневый проводок. В таком случае устройство должно включиться. Если это не произошло, нужно проверить состояние штекеров, разъемов и кабеля, которые довольно просто заменить.
Пример установки кулера на процессор
Итак, рассмотрим процесс установки кулера пошагово.
Шаг 1. Разбираем системник – снимаем боковую крышку и изучаем, какой вид крепления для кулера и какой сокет предусмотрены на материнке.
Шаг 2. Покупаем подходящий кулер. Чтобы не ошибиться, первые шаги лучше всего делать со специалистом.
Шаг 3. Снимаем материнскую плату и укладываем ее на ровную поверхность, например, стол.
Шаг 4. Если к кулеру в комплекте идет дополнительная крепежная пластина (при винтовом крепеже), монтируем ее на обратную сторону материнки.
Шаг 5. Изучаем направление потока воздуха, которое будет задавать кулер и разбираемся, как правильно его установить. Если это замена вышедшего из строя, лучше всего, перед снятием старого кулера, запомнить его расположение. В любом случае воздух должен двигаться от передней части компьютера к задней.
Шаг 6. Если разработчики не нанесли термопасту на кулер или принято решение поменять, распределяем ее тонким ровным слоем по основанию радиатора или процессору.
Шаг 7. Аккуратно, ровно и без нажима устанавливаем кулер основанием радиатора на кристалл процессора. Если что-то пошло не так и у вас не получилось сделать это ровно, снимите, заново распределите пасту и снова поставьте кулер.
Шаг 8. Фиксация.
Если крепление болтовое, их ввинчиваем в отверстия поочередно постепенно (лучше по диагонали).
Вставляющийся кулер фиксируем нажатием на «ножки» до щелчка.
Если предусмотрены зажимы, накидываем на выступ сначала одну скобу, потом вторую – с рычагом. После рычаг поворачиваем до полной фиксации.
Шаг 9. Аккуратно проверяем насколько надежно и ровно зафиксировано устройство и подключаем его к питанию ПК, подсоединив провода в соответствующие разъемы.
Шаг 10. Возвращаем на место материнскую плату, крышку системного блока и все кабели.
Теперь можно включить компьютер и протестировать его.
Как определить частоту вращения вентилятора?
Частота оборотов показывает его производительность установки. Для того чтобы вычислить частоту движения крыльчатки, применяется прибор под названием тахометр. Для более точного определения рекомендуется применять тахометры класса точность 0.5 или 1.
Тахометры различаются по месту установки и подразделяются на:
- стационарные;
- дистанционные;
- ручные.
Также тахометры различаются по принципу действия. Они бывают механическими, магнитными, магнитно-индукционными и электронными.
Современный электронный тахометр в действии
Рассмотрим пример, указанный на картинке. С помощью лазерного луча, направленного на колесо, идёт измерение частоты вращения (rpm). Все данные отображаются на небольшом дисплее.
Как поставить кулер на боковую крышку ПК?
Вентиляторы на боковых стенках бывают полезны, но чаще создают проблемы. Если они работают со слишком большим CFM, то сделают неэффективными кулеры на видеокарте и процессоре. Они могут вызывать турбулентность в корпусе, затрудняя циркуляцию воздуха, а также приводить к ускоренному накоплению пыли.
Использовать боковые кулеры можно только для слабого отведения воздуха, скапливающегося в «мёртвой зоне» под слотами PCIe и PCI. Идеальным выбором для этого будет крупный кулер с небольшой скоростью вращения.
Установка бокового вентилятора производится стандартным способом – на 4 или 2 винта. Внутрь или наружу будет дуть воздух – решать вам. Но лучше внутрь.
Воздушная система охлаждения ПК — что такое кулер
Кулер (от англ. cooler) — дословно переводится как охладитель. По существу — это устройство, призванное охлаждать нагревающийся элемент компьютера (чаще всего центральный процессор). Кулер представляет из себя металлический радиатор с вентилятором, прогоняющим через него воздух. Чаще всего кулером называют именно вентилятор в системном блоке компьютера. Это не совсем правильно. Вентилятор — это вентилятор, а кулер — это именно устройство (радиатор с вентилятором), охлаждающее конкретный элемент (например, процессор).
Вентиляторы, установленные в корпусе системного блока компьютера, обеспечивают общую вентиляцию в корпусе, поступление холодного воздуха и вывод горячего наружу. Тем самым происходит общее понижение температуры внутри корпуса.
Кулер, в отличие от корпусных вентиляторов, обеспечивает локальное охлаждение конкретного элемента, который сильно греется. Кулер чаще всего стоит на центральном процессоре и видеокарте. Ведь видеопроцессор греется не меньше ЦП, а порой нагрузка на него гораздо сильнее, например, во время игры.
В блоке питания тоже стоит вентилятор, который одновременно служит как для охлаждения нагревающихся элементов в блоке питания, так как продувает через него воздух, так и для общей вентиляции внутри компьютера. В простейшем варианте системы охлаждения ПК именно вентилятор внутри блока питания обеспечивает вентиляцию воздуха внутри всего корпуса.
Принудительное включение вентилятора ваз 2110 ваз 2111 ваз 2112
Многие обратили внимание на то, что температура, при которой вентилятор радиатора на ВАЗ включается, завышена, если сравнивать с рабочей температурой мотора. Производители стараются уменьшить количество вредных выбросов, поскольку при высокой температуре топливо лучше сгорает вместе с компонентами
Но есть не только положительный эффект, но и отрицательный. Если двигатель немного перегревается, то для металла внутри начинаются губительный процессы, поэтому износостойкость снижается. Если не учитывать, что могут отказать электрические компоненты, которые влияют на включенный вентилятор, то времени, чтобы заметить перегрев будет меньше, чем при нормальной температуре.
Нам нужно добиться того, чтобы управлять работой двигателя равномерно. Осуществить это можно за счет того, что создается параллельная схема включения вентилятора. К одному контакту нужно подвести плюсовой провод, а минус контакт подсоединяют с включателем через параллельный провод.
Стоит упомянуть о дополнительных возможностях, которые позволяют контролировать нормальную температуру двигателя. В электрической схеме нет реле, поскольку для работы достаточно простого выключателя.
Этот способ – это не замена штатной схемы срабатывания вентилятора, а только альтернативный вариант работы агрегата на низких температурах. Водитель должен контролировать весь процесс.
Если на автомобиле мотор перегреется, но при этом реализована эта схема подключения, то лучше еще раз проверить систему охлаждения, обеспечивая ее работоспособность.
Как только выявлены признаки перегрева, то есть на красную зону зашла стрелка, которая указывает температуру, но еще нет клубок пара из моторного отсека, то на полную мощность включить отопитель салона.
Это поможет снизить температуру охлаждающей жидкости, которая находится в системе охлаждения. Дальше нужно включить аварийку, выжать педаль сцепления и катится на обочину. Машину сразу глушить нельзя, двигатель при нормальной частоте вращений холостого хода прорабатывают минут пять, а отопитель еще должен работать на полную мощность. Только теперь можно открыть капот и осмотреть моторный отсек.
Нужно постараться определить, откуда идет пар, посмотреть, есть ли охлаждающая жидкость в расширительном бачке, проверить целостность термостата, радиатора и резиновых шлангов.
Дальше в салоне нужно заглянуть под панель приборов со стороны пассажира и убедиться, что жидкость не протекает. Если шланг систем лопнул, то можно ее временно восстановить при помощи изоленты.
Как проверить вентилятор радиатора
Как мы уже установили, вентилятор радиатора должен включаться, когда температура воды (тосола) превысит заданное значение. Проконтролировать это можно по показаниям приборов на лицевой панели. Если вентилятор не включается, то необходимо проверить всю цепочку прохождения сигнала.
- Проверить наличие питающего напряжения, приходящего на изделие. Для этого можно воспользоваться тестером или лампочкой. Отсутствие напряжения будет свидетельствовать о возможном перегорании предохранителя или плохом контакте в проводах.
- Исправность самого вентилятора можно проверить, подав на него напряжение непосредственно с АКБ. Если он крутится, то с ним все в порядке, и дефект надо искать в других устройствах. Если же нет, и вентилятор не крутится, то причина дефекта именно в нем. В принципе, при этом можно не стоять на месте и двигаться дальше, но надо обязательно постоянно контролировать температуру двигателя. Когда стрелка подойдет к красному сектору, необходимо остановиться, открыть капот и охладить мотор. Два приема позволят вам двигаться и в этом случае. Держите скорость не менее шестидесяти км/ч, тогда постоянно набегающий поток встречного воздуха будет охлаждать воду, проходящую через радиатор, и вы сможете двигаться в обычном режиме, пока поддерживаете скорость. Другим приемом, позволяющим частично заменить неработающий вентилятор, будет использование обогрева. Переведите печку на максимальный режим нагрева, в этом случае часть лишнего тепла будет уходить через отопитель. Правда, в салоне будет как в бане, но вы сможете добраться до ближайшей СТО.
- Чтобы проверить датчик, от него надо отсоединить провода и замкнуть их между собой. Если при этом вентилятор включается и крутится, то значит, не работает сам датчик, он ремонту не подлежит, только замене. Однако если оставить провода замкнутыми, то можно двигаться дальше, при таком варианте вентилятор крутится постоянно, хотя возможно, температура двигателя будет понижена, но это лучше, чем стоять на месте.
Монтаж кулера на процессор AMD
Для начала необходимо полностью убедиться в том, что процессор надежно закреплен в сокете. Далее следует чистка процессора и радиатора на месте соприкосновения, чтобы контакт между ними не был ничем нарушен. Для этих целей идеально подойдет одноразовая спиртовая салфетка, так как она не содержит ворс и обеспечивает полную чистоту после себя.
Следующим шагом в том, как поставить кулер на процессор AMD, будет нанесение термопасты. Эта процедура необходима, так как термопаста обеспечивает полное соприкосновение процессора с радиатором, что значительно улучшает теплоотвод. Густо наносить пасту не нужно, достаточно размазать ее до такой степени, чтобы было видно очертания маркировки на процессоре.
Производители, которые делают охлаждение для процессоров AMD, стараются придерживаться одного стандарта, в котором используется простая защелка для закрепления кулера на процессоре. После того как кулер был зафиксирован, нужно подключить его питание к материнской плате.
Электрическая схема вентилятора
Электрическая схема вентилятора состоит из двух частей – электродвигателя с пусковым конденсатором и блоком включения и регулировки скорости вращения лопастей.
Электродвигатель представляет собой металлический корпус (статор) в котором закреплены и соединены по приведенной схеме обмотки из медного провода. В корпусе в подшипниках скольжения также закреплен ротор, который реагируя на появление при прохождении через обмотки статора электромагнитного поля, вращается.
Подавая с помощью взаимосвязанных между собой переключателей S1, S2 и S3 питающее напряжение на обмотки L1, L2 или L3 можно регулировать скорость воздушного потока. Обмотка электродвигателя L4 и закрепленный на корпусе двигателя конденсатор, С1 служат для запуска двигателя.
Если обмотка L4 или конденсатор С1 будет в обрыве, то двигатель при включении в автоматическом режиме не запуститься. Но если провернуть крыльчатку рукой по часовой стрелке, то лопасти начнут вращаться. Таким способом можно определить неисправность этой цепочки.
В некоторых моделях вентиляторов для защиты обмоток от перегрева при неисправности устанавливается термопредохранитель (на схеме обозначен St°) на температуру срабатывания около 125°С.
Термопредохранитель при нагреве свыше расчетной температуры разрывает цепь и питающее напряжение не поступает на обмотки двигателя. Это предотвращает их перегорание в случае заклинивания ротора при выработке смазки. Термопредохранитель обычно устанавливают на торце обмоток статора.
Термопредохранители бывают двух видов — одноразовые и самовосстанавливающиеся. Последние при нагреве свыше указанной на их корпусе температуры разрывают цепь, а когда остынут, то опять замыкают. Это позволяет избежать необходимость их замены в случае заклинивания ротора.