Инструкция по самостоятельной замене бензонасоса

Принцип работы бензонасоса

Принципиальная схема бензонасоса

Основной функцией бензонасоса является передача топлива из бака к двигателю. В инжекторных двигателях топливный насос подключается к топливной рампе, а в карбюраторных – к карбюратору. При этом нужно не просто перекачивать топливо, а еще и обеспечивать определенное давление. Слишком высокое давление приводит к повышенному обогащению смеси и высокому расходу топлива. Слишком низкое давление приводит к обеднению смеси и падению мощности. И первый, и второй случай негативно сказывается на ресурсе двигателя. То есть, то, что бензонасос перекачивает топливо, не свидетельствует о его полной исправности.

Назначение и принцип работы бензонасоса

Топливный насос предназначается для перекачки топлива из одной точки в другую. В автомобиле роль первой точки выполняет резервуар с горючим – бак, а второй – двигатель, куда и происходит перекачка. Данный процесс происходит при определенном давлении, которое поддерживается редуктором насоса, что является очень важным моментом.

Топливные насосы по типу привода подразделяются на 2 вида: электрические и механические. Внутри первого находится электродвигатель с мини-помпой, который работает от электросети и бесперебойно качает топливо в двигатель. Второй тип встречается все реже, так как установлен на карбюраторных машинах, и функционирует за счет возвратно-поступательного движения рычага.

Симптоматика неполадок реле ТН

Признаки некорректной работы ЭМ реле такие:

  • питания на ТН не подается. То есть авто не заводится, нет подсоединения к электропитанию помпы, горючее не поступает;
  • постоянный гул помпы, насос перестал отключаться, что он должен делать после оптимального давления. Появляется перерасход горючего, садится аккумулятор;
  • нет характерного звукового эффекта (всем знакомого скрежета) при активации зажигания;
  • насос функционирует даже после превышения наибольшего возможного порога оборотов мотора.

Некоторые ДВС могут стартовать с реле частично рабочим (со сбоями) — тогда можно произвести запуск стартером. А также даже при превышении верхней рамки количества оборотов БН может активироваться, но запуск производится не сразу, движок глохнет на ходу, обнаруживаются шумы на работающем насосе.

Другие симптомы перечислены в табл.:

Электрические бензонасосы

Здесь система более сложная, т. к. есть две разновидности: погружные устройства, размещаемые в баке, и выносные, закрепляемые отдельно. И те и другие работают от электромотора, находящегося прямо в насосе. Как проверить бензонасос?

Напряжение

Возьмите обычный тестер, а если его нет, автомобильную лампочку с присоединенными проводками. Теперь нужно обнаружить ваше устройство. Если топливный насос выносной, то располагается где-то рядом с баком. Если погружной – отыщите выходные клеммы (обычно они под задним сиденьем). Далее:

  • включите зажигание;
  • прикоснитесь щупами вольтметра или проводками от лампы к контактам;
  • если показания прибора соответствуют 12-12,5 вольтам или лампочка загорелась, значит, напряжение на насос подается.

Проводка

Оценить ее состояние ее несложно: возьмите пару длинных проводов и напрямую подсоединитесь к насосу. Если он «завизжит», считайте, что причина неисправности найдена. А если нет? Идем дальше.

Предохранитель

Здесь все ясно: надо найти, где он находится, и заменить, или вставить «жучок». Если предохранитель перегорает, неприятность, скорее всего, связана с плюсовым проводом, идущим к бензонасосу, который замыкает на «массу».

Чтобы его обнаружить, прочитайте надписи на крышке блока предохранителей. Вытащите деталь из гнезда. На всякий случай проверять исправность реле нужно при снятых клеммах аккумуляторной батареи. На ее плюс накрутите провод и подключите его к двум точкам реле: «85» и «30». Минусовый электрод подсоедините к контакту лампочки и клемме реле «86». Второй провод от лампы должен быть подключен к контакту «87». Если лампа будет светить, реле исправно. При наличии мультиметра присоедините его щупы к клемме «85» и «86». Бесконечно большое сопротивление свидетельствует о перегорании обмотки. Но как быть, когда вы обнаружили, что работоспособность реле равна нулю, а приобрести деталь негде? Просто перемкните его контакты «87» и «30».

Как проверить давление бензонасоса

Случается, что устройство работает, но двигатель не запускается. В этом случае нужно проверить давление, которое должно составлять от 2,5 до 3,2 кг/кв. см (уточните в инструкции по эксплуатации к своей машине). При нажатии на акселератор оно поднимается в среднем на 0,5 кг/кв. см. Если нет возможности это сделать, попробуйте осмотреть фильтр грубой очистки. Чтобы вытащить его, если насос погружного типа, снимите лючок, отвернув болты. Далее проверьте топливные трубки на предмет утечки горючего. В заключение замените фильтр тонкой очистки.

Для проверки давления понадобится манометр со специальным приспособлением, устанавливаемым между штуцером и магистралью. Сделать это можно с помощью двух отрезков резинового шланга, выдерживающих давление до 7 кг/кв. см. Есть важный нюанс: давление, показываемое манометром, должно держаться на одном уровне десятки минут. Если оно падает раньше, налицо утечка, или износ насосного клапана. При быстром снижении давления двигатель будет работать неустойчиво. Есть и другой вариант подключения манометра: прямо под капотом, используя шланг, присоединенный к топливной рампе. Чтобы измерить давление двигатель можно и не пускать: достаточно включить зажигание и посмотреть на показания манометра.

Стоит напомнить об осторожности: в шланге может быть остаточное давление. Поэтому возьмите чистую тряпку и накройте ею штуцер бензонасоса перед снятием манометра, чтобы топливо на вас не попало

Электродвигатель

Если все проверено, напряжение есть, а насос не работает, дело, скорее всего в сгоревшей статорной обмотке электродвигателя. Её исправность можно проверить тем же тестером. Для этого отсоедините от бензонасоса провода и поставьте прибор в режим омметра. Его щупы нужно присоединить к контактным клеммам устройства. Тестер должен показывать какое-то сопротивление (для каждой модели насоса оно свое). Если мультиметр во всех пределах измерений упорно показывает «бесконечность», придется покупать новый бензонасос.

Двигатель большинства современных автомобилей находится выше уровня бензобака, что исключает поступление топлива «самотеком» и вынуждает перекачивать его принудительно. Более того, для нормальной работы силового агрегата необходимо создать приличное давление в системе. Для этого и установлен на автомобиле топливный насос. За последние несколько десятилетий он не только изменился конструктивно, но и поменял свое местоположение. Поэтому нелишним будет напомнить, где находится бензонасос, его устройство и принцип работы.

Как сохранить нормальную работу бензонасоса или ТНВД?

Топливные насосы выходят из строя неожиданно и непредсказуемо. Они часто застают врасплох владельцев авто. Чтобы избежать быстрого выхода из строя топливного оборудования, необходимо помнить о нескольких важных рекомендациях. Специалисты дают все необходимые советы, чтобы предотвратить выход из строя насосов. Осталось только начать прислушиваться к этим рекомендациям. Сразу отметим, что даже самое бережное использование автомобиля не застрахует вас от выхода из строя бензонасоса или дизельного ТНВД, который уже прошел более 100 000 км пробега.

Основные рекомендации для продления жизни насоса:

  • следует заправлять качественное топливо и аккуратно выбирать заправку, также не стоит постоянно менять заправки – стабильность станет большим другом в деле защита топливной аппаратуры от повышенного износа;
  • обязательно меняйте топливный фильтр, желательно делать эту процедуру 1 раз в 10 000 км, хотя производители часто указывают более длительный ресурс, в России качество топлива не всегда высокое;
  • 1 раз в 60 000 км пробега следует заменить фильтр-сеточку, которая располагается в баке, в блоке бензонасоса, из-за засорения этой сеточки насос может испытывать «голодание» и перегреваться;
  • также не следует допускать низкого остатка топлива в баке – стоит отправляться на заправку, когда в баке осталось не менее 7-8 литров топлива, иначе насос будет перегреваться и собирать осадок с бака;
  • если вы почувствовали изменения в работе двигателя, следует выполнить диагностику топливной аппаратуры, это поможет вам устранить проблемы на их начальных стадиях.

Соблюдая простые рекомендации, можно продлить эксплуатацию дорогостоящего устройства

Особые меры предосторожности необходимы владельцам дизельных автомобилей. ТНВД требует максимально чистого топлива, нужно дополнительно следить за тем, что вы заливаете в бак зимой

Замерзание топлива и превращение его в специфический гель станет причиной выхода из строя ТНВД при попытке запуска автомобиля после холодной ночи

Обратите внимание на качество дизеля, а также на отсутствие в составе топлива твердых частиц

Предлагаем посмотреть небольшое видео о работе ТНВД, а точнее системы Common Rail:

Проблемы после замены бензонасоса

Часто встречающейся проблемой после замены и установки нового бензонасоса является несвоевременный запуск автомобиля или вообще отсутствие каких-либо признаков запуска. Следует заметить, что новому агрегату нужно нагнать давление в топливной системе, а на это требуется время. Чтобы провести данный процесс, нужно включить зажигание без поворота ключа в положении «старт» и крутить мотор с помощью стартера в течение 30 секунд — 1 минуты, а затем повторить шаги.

Если попытки не увенчались успехом, то скорее всего, были допущены ошибки при монтаже устройства или же вы установили вовсе неисправный механизм. Также причиной может послужить плановая блокировка автомобильных систем или же сбой в системе охраны.

Определитесь в механике или в электрике кроется проблема, а затем переустановите бензонасос, подключив его к аккумулятору напрямую. Данный способ является универсальным при отсутствии накачки топлива устройством.

Авто не заводится после замены

После замены бензонасоса машина не заводится? Это явление встречается не редко. Во многих случая, это не проблема. Авто не может сразу завестись, поскольку насосу требуется время для накачки давления, которое было до этого снижено. Чтобы довести давления до оптимального уровня, нужно включить зажигание на 5 секунд, чтобы загорелась приборная панель. Далее, крутим мотор стартером. Если не получилось с первой попытки, следует подождать около минуты и повторить снова.

Если прокрутки стартера не помогли завести мотор, значит имеет место быть одна из перечисленных причин:

  • при сборке или подключении БН были допущены ошибки;
  • новый топливный модуль неисправный;
  • сбилась охранная система авто или произошла блокировка;

При монтаже и подключении нового насоса не исключены сбои различного характера: от неисправности клапанов на БН до поломки контактов, клемм или разъемов.

Важно выявить точный характер неполадки, определить ее тип – электрический или механический. Самая простая поломка относится к питанию топливного насоса, она либо есть, либо нет

Если речь идет об иммобилайзере или сигнализации, то противоугонная система может отключить питание БН, не давая запуститься машине. О засоре фильтра также не стоит забывать. В случае залипания клапанов, устройство может работать и воспроизводить характерные звуки, но в холостую.

Перечисленные неисправности не дают горючему поступать в рампу, поэтому двигатель не может стартовать

Для четкого определения причины, важно убедиться, что в рейке отсутствует бензин. Далее, рекомендуется демонтировать и подключить БН от габаритов либо батареи напрямую

Этот способ считается наиболее быстрым для проверки устройства.

Основные признаки отказа насосов

Ресурс погружных топливных насосов обычно более 200 тысяч километров. Он работает практически безотказно, бензин его смазывает и охлаждает. Но вот несколько факторов, которые могут ускорить износ электродвигателя и помпы насоса:

  1. Отсутствие бензина в баке. В том случае, когда насос начинает работать всухую, он перегревается и намного сильнее изнашивается. Привести в негодность даже новый агрегат можно за 10-20 минут. И тогда необходимо проводить замену топливного насоса. На «Форде» и ВАЗе они имеют практически схожие конструкции, алгоритм проведения ремонта будет отличаться, но незначительно.
  2. Наличие в бензине грязи, ржавчины, пыли. Это приводит к тому, что засоряется фильтр, установленный в нижней части насоса, а также трубопровод, топливная рампа, форсунки. Обязательно на входе помпы установлен фильтр грубой очистки, который позволяет избавиться от большей части крупных примесей. Желательно проводить замену этого фильтра не реже одного раза в 10-15 тысяч км пробега.

Профилактика поломок бензонасоса

Лучшей профилактикой для долговременной работы бензонасоса является его бережная и правильная эксплуатация, а также соблюдение следующих правил:

  1. Все плановые ремонты автомобиля должны сопровождаться заменой всех топливных фильтров.
  2. Необходимо контролировать и обеспечивать чистоту топливного бака и фильтров, а также следить за качеством заправляемого топлива (отсутствие в нем воды, песка и других примесей).
  3. Ликвидация возможности попадания в бак для топлива воды.
  4. Беречь корпус бензонасоса от механического воздействия, вызывающего вмятины и трещины, способствующие развитию коррозионных процессов.

Принцип работы электробензонасоса

Функциональная работа топливного насоса заключается в подаче топлива на форсунки. Для нормальной работы форсунок и создания необходимого давления подача бензина должна начинаться еще до запуска двигателя.

Включается электробензонасос специальным контроллером, при помощи реле. При повороте ключа зажигания в положение “стартер” или “зажигание” контроллер моментально запитывает реле включения бензонасоса, и в результате созданного давления топливо подается на форсунки.

Электробензонасос ВАЗ 2114

Если в течение нескольких секунд двигатель не начинает работать, контроллер выключает реле до следующей прокрутки двигателя. После прокрутки контроллер вновь включает реле, определив начало вращения по опорному сигналу датчика положения коленчатого вала.

Диагностика неисправностей электробензонасоса

Ресурс электрического топливного насоса на ВАЗ инжектор достаточно велик, но все имеет свой предел. Низкое качество топлива приводит в негодность в первую очередь нагнетательную часть узла.

Неисправленный топливный насос в автомобиле не дает ему работать на полную мощность, на холостом ходу работа двигателя также становится неустойчивой. Из-за нехватки топлива при попытке запуска двигатель начинает “чихать”, заводится с трудом на несколько секунд или не заводится вовсе.

Еще один доступный способ — проверка с помощью манометра давления в топливной системе при включенном двигателе. Но при этом рекомендуется предварительно заменить топливный фильтр, во избежание искажения показаний прибора.

Уменьшение производительности также свидетельствует о неисправности насоса, это легко заметить при движении на 3 или 4 передаче. Если при нажатии на педаль акселератора автомобиль отреагирует провалами или вообще не отреагирует, вероятнее всего, топливный насос на ВАЗ 2114 вышел из строя.

Самостоятельная замена электробензонасоса

Топливный насос на ВАЗ инжектор, как правило, не подлежит ремонту, впрочем, как и большинство топливных электробензонасосов.

Самостоятельная не представляет особого труда и не требует специального оборудования и инструментов. Понадобятся:

  • крестообразная отвертка;
  • трещетка с головой на 7 и 10;
  • ключ на 17.

Замена агрегата производится в следующей последовательности:

  1. Снимается заднее сиденье. Для этого удаляются две заглушки и с помощью трещетки с головкой на 10 открутить два болта. После снятия сиденья должна открыться прорезь в шумоизоляции в виде буквы П. Под ней расположена крышка бензонасоса.
  2. Крестообразной отверткой откручивается крышка, под ней становится видна верхняя часть модуля бензонасоса.
  3. Отсоединяется жгут проводов подходящих к модулю.
  4. Теперь необходимо сбросить давление в системе питания. Для этого двигатель автомобиля заводится и работает до тех пор, пока топливо из магистрали не выработается полностью, то есть, пока автомобиль не заглохнет.
  5. Отключается аккумулятор.
  6. Ключом на 17 поочередно отворачиваются трубки бензопровода.
  7. По периметру прижимного кольца откручивается 8 гаек. Для этого используется трещетка с головкой на 7. Прижимное кольцо снимается.
  8. Модуль топливного бензонасоса аккуратно извлекается из бензобака.

После того как модуль бензонасоса извлечен, возможна либо его полная замена на новый, либо замена только самого электробензонасоса, но для этого потребуется разобрать топливный модуль.

Разборка топливного модуля и извлечение электробензонасоса

  1.  Колодка проводов отсоединяется от разъема крышки и бензонасоса, затем снимается датчик, указывающий уровень топлива. Для этого отжимаются два фиксатора и датчик перемещается по пазам в сторону крышки.
  2. Сливная труба отделяется от корпуса, для этого нужно слегка поддеть ее отверткой. Затем четыре защелки корпуса поочередно отжимаются и крышка модуля снимается вместе с бензонасосом.
  3. Сетчатый фильтр аккуратно поддевается отверткой и снимается.Из установочного отверстия вынимается стопорная шайба.
  4. Пластиковая защелка отжимается отверткой и насос пальцем выталкивается из держателя.
  5. С патрубка насоса снимается пластиковая гофрированная трубочка. Для облегчения снятия ее можно нагреть над паром.
  6. Сборка топливного насоса производится в обратном порядке.

После установки следует подсоединить аккумулятор и ненадолго завести автомобиль, для проверки наличия течи бензина из соединений. Если течь отсутствует, значит, замена электробензонасоса в топливном модуле ВАЗ 2114 инжектор прошла успешно.

Причины неисправностей

Реле ЭБН ломается редко, в нем нет особо чувствительных элементов. Это в большей мере достаточно стойкая механика, состоящая из сравнительно надежных металлических контактных частей и электромагнитной катушки. Самая частая причина неполадок — естественный износ.

Поломки, сбои в работе реле бензонасоса чаще причиняются следующими факторами:

  • окисление, загрязнение, прогорание контактов, клемм. Появляются окислы, коррозия;
  • перегорели конденсаторы;
  • короткие замыкания;
  • перегоревший предохранитель. Часто он выходит из строя по вышеуказанной причине;
  • обрывы на электроцепи (на проводках, ведущих к реле);
  • брак;
  • неправильный монтаж иммобилайзера. Принцип противоугонок базируется на блокировке подачи питания к БН, поэтому проблема может быть заключена в указанном элементе.

Устройство топливных насосов и особенности их работы

Автомобильные топливные насосы различаются:

  1. По типу привода:

Механические. Все топливные насосы карбюраторных бензиновых моторов, устройства низкого и высокого давления дизельных двигателей.

Электрические входят в состав модуля, размещаемого в топливном баке или устанавливаются в подающей магистрали.

  1. По конструкции:
  • Диафрагменные. Топливные насосы практически всех карбюраторных моторов.
  • Плунжерные. Механические подкачивающие насосы и насосы высокого давления, обеспечивающие работу дизельных агрегатов.
  • Центробежные. Все электрические насосы впрысковых бензиновых двигателей, иногда применяются как подкачивающие в топливном контуре низкого давления дизелей.

Как снять бензонасос

Чтобы ответить, как поменять бензонасос, необходимо изучить процедуру снятия топливного насоса. Снятие бензонасоса и замена предполагает демонтаж устройства. Для извлечения понадобится специальный ключ для снятия бензонасоса (съемник), рожковые ключи, трубчатый ключ, набор головок.

Добавим, что на разных автомобилях крепление бензонасоса может отличаться, хотя общий принцип остается практически аналогичным.

Сделать это можно следующим образом:

  • отключить «минус» на аккумуляторной батарее;
  • на топливной рейке под капотом нажать на клапан, через который вытечет определенное количество бензина;

Можно также пойти другим путем. Сначала скидывается клемма с аккумулятора, потом отключается питание бензонасоса посредством снятия с него электрического разъема. Затем клемму снова накидывают на АКБ и кратковременно крутят двигатель стартером. Через небольшой промежуток времени остатки топлива выйдут из системы. На некоторых автомобилях мотор может даже завестись, а потом заглохнуть.

Итак, давление топлива упало, теперь приступаем к снятию бензонасоса. Помните, клемма на аккумуляторе во время проведения работ должна быть обязательно отключена! Первым с насоса снимается фишка (электрический разъем), если это не было сделано ранее

Затем необходимо обратить внимание на топливные магистрали (1 топливоподающая трубка и 1 обратная магистраль для возврата топлива в бензобак). На указанных трубках следует ослабить затяжку хомутов и зажимов (при наличии), которыми обычно крепятся к магистралям участки электропроводки для подачи питания на насос

Как снять трубку с бензонасоса

Теперь нужно снимать с бензонасоса сами магистрали. Чтобы разобраться, как снять шланг с бензонасоса или отсоединить магистраль, нужно точно определить способ крепления к выводам насоса. Зачастую штатное крепление топливоподающей магистрали реализовано в виде гайки (штуцера), которую нужно открутить рожковым ключом. Так называемая обратка может крепиться хомутом.

Снятие бензонасоса и замена

После откручивания топливных магистралей понадобится или открутить прижимное кольцо бензонасоса специальным съемником, или воспользоваться трубчатым ключом для отворачивания гаек (что зависит от способа крепления бензонасоса на конкретной модели авто).

  1. Перед началом снятия стоит отметить, что на насосе и других элементах фиксации имеются специальные стрелки-указатели. Рекомендуем запомнить их положение, что облегчит последующую обратную сборку.
  2. Затем необходимо снять специальное уплотнительное кольцо. После снятия кольца можно доставать бензонасос из бака. Во время снятия следует соблюдать аккуратность, так как к корпусу бензонасоса могут быть прикреплены устройства для определения уровня топлива в бензобаке (датчик-поплавок).
  3. После снятия насоса на его посадочном месте может находиться уплотнитель из резины. Например, на автомобилях семейства ВАЗ этот уплотнитель зафиксирован на шпильках. Указанный уплотнитель также нужно снять, попросту потянув его вверх.

Завершением процедуры замены топливного насоса является установка нового бензонасоса, а также замена всех резиновых уплотнителей, которые должны идти в комплекте или приобретаться отдельно.

Добавим, что во время монтажа следует:

  • внимательно следить за тем, чтобы насос стоял правильно. Для этого на самом насосе, крышках и прижимных кольцах (зависимо от марки и модели авто) присутствуют специальные маркеры в виде стрелок. На некоторых машинах стрелки должны сойтись в линию, на других стрелка на бензонасосе должна указывать на заднюю часть автомобиля. Именно по этой причине выше рекомендовалось запомнить положение указанных стрелок перед снятием.
  • также в процессе размещения насоса следует аккуратно обращаться с поплавком и другими решениями для определения уровня топлива в бензобаке. Часто при непрофессиональной установке такие элементы гнут или ломают, после чего возникает необходимость их замены.

Если сильно затянуть крепежи, они могут лопнуть. В том случае, если элементы фиксации бензонасоса окажутся недостаточно закрученными, тогда насос может болтаться в баке, что является недопустимым. После того, как насос установлен, остается прикрепить обратно топливные магистрали, подключить разъем питания насоса и клемму на АКБ. Так выглядит замена бензонасоса своими руками.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про автомобили
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: