Как отрегулировать развал-сход непрофессионалу: простой дедовский метод
Характеристики развала-схождения обеспечивают плотное пятно контакта между дорожным покрытием и шиной, стойкость автомобиля при совершении поворотов. От них зависит интенсивность износа шин. Из-за неправильной регулировки этих параметров увеличится расход топлива.
При движении водителю нужно постоянно прикладывать усилия для удержания руля. По мере увеличения скорости снижение устойчивости приобретает опасный характер. Отрегулировать развал-схождение колес своими силами не является невыполнимой задачей. Следуя простой инструкции, сделать это сможет даже обычный автолюбитель.
Особенности модели
Главным достоинством этого универсала, без сомнения, является ценовая доступность. Цены на Ларгус стартуют с 499 тыс. руб. Это немного за предоставляемые возможности: просторный автомобиль рассчитан на перевозку всей семьи и внушительного багажа. Что касается надежности, то модель собирается практически полностью из импортных деталей, поэтому о ремонте можно будет долго не задумываться даже при интенсивной эксплуатации. У авто усилена антикоррозионная защита, увеличен дорожный просвет, непробиваемая подвеска отличается энергоемкостью. Все это позволяет Lada Largus – на ней легко преодолевать сложные препятствия и бесперебойно эксплуатироваться в условиях сурового российского климата. Авто предлагается как в 5-и, так и 7-иместном варианте с 1.6 л силовой установкой и 5-ступенчатой механической КПП. Путешествуйте большой компанией по любым дорогам и перевозите серьезный багаж!
В Lada Largus использована инновационная система нагрева салона. Даже в суровый мороз в автомобиле тепло. Для дополнительного комфорта обслуживания и управления предусмотрен очиститель заднего стекла. В «базе» салон укомплектован:
- регулируемым по высоте рулевым колесом;
- подушкой безопасности для водителя;
- LCD-дисплеем на приборной панели;
- MP3-плеером;
- кондиционером.
В люксовой комплектации добавлены:
- подушка безопасности переднего пассажира;
- электропривод и обогрев наружных зеркал;
- бортовой компьютер;
- электростеклоподъемники задних дверей;
- центральный замок с дистанционным управлением;
- полка-шторка багажника;
- датчики парковки сзади.
Важные уточнения по процедуре измерения углов установки колес
Предлагаемый метод дает возможность только определять углы установки колес (УУК), чтобы получить представление о текущих параметрах схода и развала. Дальнейшие работы по их регулировке можно проводить как своими руками (при наличии соответствующего опыта и знаний), так и в автомастерских.
Подразумевается, что замеры проводятся при исправной подвеске и нормальном давлении в шинах. Поэтому соответствующие работы, связанные с диагностикой и ремонтом ходовой части, не рассматриваются.
Также необходимо учесть, что в данной статье не рассматривается, какими должны быть углы схода и развала. Речь пойдет только о процессе их измерений. Полученные результаты в дальнейшем нужно сравнить с заводскими значениями, которые могут отличаться для автомобилей разных марок и моделей.
Перед замерами углов схода и развала необходимо разместить автомобиль на ровной твердой поверхности – например, на бетонном полу гаража. Заезжая на рабочую площадку, следует держать руль в нулевом положении. При этом колеса будут стоять максимально близко к тому положению, в котором они находятся при движении авто по прямой дороге.
Если же автомобиль после остановки будет подниматься на домкрате или подъемнике, это приведет к разгрузке подвески, затем колеса станут на пол недостаточно ровно. Для устранения таких погрешностей понадобятся поворотные круги или сдвижные платформы, которых большинство автовладельцев не имеют. Поэтому приподнимать кузов перед проведением замеров настоятельно не рекомендуется. Подвеска машины должна быть под привычной нагрузкой.
Начинать замеры следует с определения углов схода, поскольку именно эти параметры регулируются на большинстве моделей автомобилей. Данная характеристика определяется для каждого из четырех колес, поэтому ее иногда называют «полусхождением». Индивидуальный сход замеряют относительно продольной оси автомобиля. Ее можно построить несколькими способами, рассмотрим подробнее.
Измерение продольного и поперечного угла наклона оси поворота
Наибольший интерес представляет измерение параметров наклона поворотных осей. Их положение определяется двумя ключевыми характеристиками: поперечным наклоном и продольным (кастером).
Короткое видео (2 мин) о том, что такое кастер
Если бы колеса авто могли выворачиваться на 90 градусов и становиться поперек кузова, эти параметры можно было бы легко вычислить с помощью инклинометра. Но в реальных условиях этого сделать невозможно, поэтому нужно ограничиваться поворотом на 20 градусов в обе стороны относительно нулевого положения. Разницу полученных углов нужно умножить на дополнительный коэффициент 1,5 – это необходимо для компенсации погрешностей, которые допускаются в процессе замеров.
Для измерения кастера колба пузырькового уровня должна быть закреплена перпендикулярно плоскости колеса.
Чтобы определить кастер, сначала нужно развернуть каждое колесо на 20 градусов перед осью поворота: правое влево, а левое вправо. При этом нужно выставить угломер на ноль или записать полученные результаты. Далее колеса разворачивают за ось поворота: правое вправо, левое влево. Если угол, измеренный позади оси поворота больше угла измеренного перед осью поворота, то кастер положительный. Если наоборот, то кастер отрицательный. Угломер при этом должен показывать небольшую разницу в несколько градусов. Эту разность следует умножить на тот же коэффициент 1,5. К примеру, если угломер показал значение +2 градуса, то величину кастера нужно принять за +3 градуса.
Аналогичным способом вычисляют поперечный наклон, но при этом угломер устанавливают в несколько ином положении. Для дополнительного удобства можно использовать смартфон, на который следует заранее установить приложение, моделирующее два взаимно перпендикулярных пузырьковых уровня. Также для этих целей сгодится и обычный строительный уровень, желательно с вращающимся пузырьком.
Для измерения поперечного наклона оси поворота колба пузырькового уровня должна быть закреплена параллельно плоскости колеса.
Измерение уровнем поперечного наклона оси поворота.
Если задача заключается не в измерении конкретных числовых значений наклонов, а лишь в их сравнении (они всё равно не регулируются на большинстве автомобилей), то результаты не обязательно умножать на поправочный коэффициент 1,5. Главное – убедиться в том, что углы равны на обеих полуосях (справа и слева).
В процессе самостоятельных замеров не обязательно строго соблюдать поворот колес ровно на 20 градусов, особенно когда нет соответствующих инструментов для определения этих углов (например, проградуированных поворотных кругов). Можно выворачивать руль примерно на 3/4 оборота. Необходимо следить, чтобы при повороте влево и вправо руль фиксировался в симметричных положениях. Для этого можно нанести какие-либо пометки в нижней части рулевого колеса. При нулевом положении руля линия, соединяющая метки, должна проходить строго горизонтально.
Еще один способ добиться точных результатов – начертить углы на асфальте возле колес при помощи транспортира. При отсутствии этого инструмента можно использовать квадратный лист бумаги с равными сторонами. Сложив его по диагонали, получим угол 45 градусов. Затем один угол снова складывается пополам, получается угол около 22,5 градуса, что близко к стандартным 20. Далее лист нужно приложить к колесу и очертить его грань мелом, тем самым создав нужные пометки на асфальте.
Разметка углов для поворота колеса
5 или 7?
Ларгус можно купить в 5-ти или 7-местном варианте салона. Основные технические характеристики в обоих исполнениях схожи. У кузовов универсала имеется 5 дверей. Отличие между моделями заключается в количестве рядов пассажирских сидений. В первом случае в салоне могут разместиться 5 человек, а во втором, соответственно, 7.
Lada Largus 5-местный имеет багажник вместительностью 560 литров. При складывании спинок кресел заднего ряда объем пространства для багажа увеличивается до 2350 литров. 7-местный универсал имеет багажное отделение в 135 литров, а при складывании задних рядов кресел объем погрузочного пространства также увеличивается до 2350 литров. При выборе модели покупателю остается определиться, каким образом будет наиболее часто использоваться авто: для перевозки грузов или для путешествий большой компанией. Хотя при определенных манипуляциях базовые возможности обеих моделей увеличиваются, продуманный подход к приобретению избавит автовладельца от лишних хлопот.
Приобрести Lada Largus в предпочтительной комплектации и цвете вы можете в одном из салонов компании «АвтоТракт» на выгодных условиях.
Развал / схождение – сервис – официальный сайт lada
Угол развала колеса – это угол между центральной плоскостью колеса и перпендикуляром к поверхности дороги.
Правильный угол развала колёс обеспечивает хорошее сцепление с дорогой и стабильность управления автомобилем. Не правильная установка развала может повлечь за собой неравномерный износ покрышек и проблемы с управлением.
Развал измеряется в градусах, при этом колеса должны находиться в положении прямолинейного движения. Колесо с углом развала в 0 градусов вертикально по отношению к дороге. Развал положителен, если верх колеса отклоняется наружу, и отрицателен, если наклон внутрь.
Самый критический угол установки колёс – этоугол схождения. Чрезмерно положительное или отрицательное схождение вызывает повышенный износ покрышек. Схождение – это разница расстояний, измеренных по передним и задним точкам дисков колёс, в горизонтальной плоскости. Схождение измеряется в миллиметрах. Схождение может так же выражаться в угловых мерах, то есть в градусах. Если расстояние, измеренное по передним точкам, меньше расстояния, измеренного по задним точкам, то говорят о положительном схождении, если наоборот – об отрицательном или обратном схождении. Схождение считается нулевым, если колеса параллельны друг другу.
Признаки, которые явно говорят о том, что вашему авто необходимо проверить развал-схождение:1. После поворота руля колеса не сразу подчиняются команде.2. На вид резина выглядит изношенной и старой.3. В процессе торможения автомобиль плохо слушается, его клонит в сторону.
Следствия неправильного развала-схожденияПри неправильной регулировке развала резко снижается площадь контакта протектора покрышки с поверхностью, что приводит к потере устойчивости. Автомобиль при этом легко уходит в занос. Нужно отметить, что управление машиной ухудшается, водитель перестаёт её «чувствовать». Кроме того, при неправильном развале шина начинает истираться менее равномерно, выходя из строя в разы быстрее.Неправильное схождение не так фатально для безопасности автомобиля, однако тоже довольно неприятно. Обычно, даже при небольшой скорости, поворот машины сопровождает характерный противный визг. Но самое главное – покрышки истираются даже быстрее, чем при неправильно отрегулированном развале. Достаточно 5 мм схождения, и шины на передних колёсах придётся менять каждые тысячу или полторы тысячи километров, что довольно неприятно.
Почему официальный сервис LADAСервисные центра LADA имеют обученный высококвалифицированный персонал и располагают новейшим оборудованием для диагностики и регулировки развала-схождения. Компьютерные стенды позволяют произвести замеры с точностью до миллиметра, проверить общую геометрию автомобиля и восстановить углы поворота колёс. Стенды развала-схождения содержат в себе всю необходимую техническую информацию по всем моделям автомобилей LADA.Вся процедура регулировки развала-схождения традиционно имеет доступную стоимость.
СоветыСервисные центра LADA рекомендуют проводить диагностику развала-схождения колёс автомобиля в следующих случаях:1. Через 10-15 тыс. км пробега.2. После окончания работ по ремонту ходовой части.3. При замене автопокрышек, их быстром или неравномерном истирании.4. При изменении клиренса автомобиля.5. Если автомобиль ведёт в сторону при движении по прямой или после удара колеса о препятствие.6. Если автомобиль плохо держит дорогу, а руль при движении по прямому участку изменил положение.7. Если деформированы диски или пробита подвеска после наезда на препятствие.
Преимущества способа
Технология, рассмотренная ниже, широко используется как начинающими, так и опытными автомобилистами. Среди ее основных преимуществ стоит выделить такие:
- Высокая точность. По этому критерию данный способ не уступает компьютерному методу. Технология позволяет измерять практически все угловые и линейные показатели, которые определяются с помощью электронной аппаратуры. Может быть учтен даже уклон площадки, на которой располагается машина во время измерения схода и развала.
- Учитываются параметры кузова. При компьютерной диагностике эти характеристики не определяются оборудованием, в лучшем случае компьютерные стенды могут вычислять величину клиренса. Метод, рассмотренный в статье, позволяет увидеть естественную ось симметрии кузова и определить расположение шасси относительно нее. Это поможет понять, почему после регулировок схода и развала одни колеса выступают из арок больше, чем другие.
- Вылет дисков не влияет на результаты. Параметры колесных дисков могут иметь значение при компьютерной настройке углов. Поэтому некоторые мастера, работающие в специализированных сервисах, отказываются проводить работы, если на автомобиле установлены колеса с разным вылетом на передней и задней осях. Рассматриваемый метод, в свою очередь, позволяет выполнять замеры схода и развала, даже если разные диски стоят на одной оси.
Особенности регулировки схождения Лада Ларгус
Ларгус имеет очень большие допуски по схождению передней оси. От -40 до +20 минут. Специалисты нашего сервиса склоняются к мнению, что автомобиль не может ехать одинаково хорошо на оптимальных настройках, которыми являются -10 минут суммарного схождения и на крайних положениях допуска. Практически не существует других автомобилей с такими широкими допусками. Поэтому не смотря на то, что очень многие машины после проверки оказываются в “зелёной зоне”, считать их корректно отрегулированными и утверждать, что при -40 минутах не будет повышенного износа шин нельзя. Мы рекомендуем при отклонениях от идеального положения более чем на 10 минут проводить полноценную регулировку, а не только проверку.
Три варианта построения продольной оси автомобиля
На выбор предлагаются три разных метода, с помощью которых можно построить «базовую» линию при вычислении углов индивидуального схода колес:
- В качестве продольной оси можно принять горизонтальную линию, которая проходит через ось симметрии кузова. Ее можно легко построить, отметив на переднем и заднем бамперах их средние точки.
- Второй вариант – продольная ось шасси. Эта линия выстраивается по точкам, которые располагаются в центрах расстояний между колесными ступицами.
- Довольно часто в качестве продольной оси используется линия «trast line». Она прокладывается строго в направлении движения задней оси машины. Этот вектор не всегда совпадает с продольными линиями, выстроенными по кузову или шасси, как в предыдущих вариантах. Подобное явление характерно для автомобилей, в которых задний мост немного развернут вбок. При этом машина едет боком, что часто наблюдается на старых «Жигулях», «Газелях» и др.
Продольная ось и линия «trast line» на автомобиле.
Угол между линией «trast line» и центральной продольной осью машины в идеальном случае должен стремиться к нулю. Но в некоторых случаях дефекты задней подвески не всегда удается устранить. Поэтому при диагностике схода и развала проводят замеры, отталкиваясь именно от «trast line».
Регулировка развала-схождения колёс. – неофициальный лада ларгус клуб
Почитав информацию на форуме о состоянии развала-схождения колёс, решил сделать проверку после сезонной смены резины на летнюю. Тем более, что при первом ТО по регламенту проверка сходимости не проводилась
Ещё зимой обратил внимание на небольшой увод руля автомобиля влево при торможении. При ТО пожаловался на сие обстоятельство, но тщательная проверка ходовой т тормозной системы проблем не выявила
Тормозная система была тщательно вымыта и смазана. Но…На днях обратился по месту жительства на СТО Бош-сервис. Предварительно объездив все возможные СТО, выявил отсутствие данных по Ларгусу для установки углов и нормального оборудования последнего поколения. Правда, современное оборудование есть на Вианоре, но там нет данных по Ларгусу, а мастер по данным Логана работу делать отказался. На Бош-сервисе всё оказалось в наличии, только вместо данных Ларгуса используются данные Логана MCV или проекта R90. То, что надо!Привожу снимок с монитора компьютера по проверке и регулировке передних и задних колёс:
Резюмируя вышеописанное, подправили сходимость левого переднего и левого заднего колесёс. Вот и выяснилась причина увода руля влево при торможении . А так же устранил проблему с задним левым колесом. Теперь резину поджирать не будет!
После всех процедур даже моя жена отметила снижение шумности резины при движении. Увода руля влево при торможении тоже не стало.
Измерение углов развала
Для определения этих параметров базовый коридор не понадобится, его можно убрать. Углы развала можно определить несколькими способами: с помощью отвеса, пузырькового уровня, цифрового инклинометра или другого угломера.
Перед началом замера углов развала нужно удостовериться, что машина стоит на ровной поверхности. Если же развал будет измеряться с помощью цифрового инклинометра, то достаточно откалибровать прибор по наклону поверхности, на которой расположена машина. Для этого следует приложить к поверхности угольник и сверить расположение угломера с положением его вертикальной грани.
На ободе колеса ставим маркером или мелом две вертикальные метки. Шнур с отвесом прикладываем к крылу, и вдоль меток линейкой или штангенциркулем измеряем расстояние от обода до шнура у верхней метки, а затем у нижней. Разница должна быть в пределах +-2мм. Прокатываем машину на четверть оборота колеса (90 градусов) и делаем еще две вертикальные метки. Снова замеряем расстояние от отвеса до обода колеса, тем самым нивелируем погрешность измерения, связанную с биением диска колеса.
Определение угла развала.
Для переднеприводных автомобилей усреднённые значения углов развала считаются в норме 0 ± 1 мм, для заднего привода нормой считается диапазон +1 ±3 мм. Для дисков размеров 13 и 14 дюймов 1 миллиметр развала равен примерно 10 угловым минутам. Точную величину допуска развала колес для конкретного автомобиля лучше всего узнать из рекомендаций завода изготовителя автомобиля.
Измерение угла развала с помощью пузырькового уровня.
Угол развала также можно измерить с помощью пузырькового уровня или телефона с установленной программой для измерения углов.
Регулировка углов установки передних колёс автомобилей LADA LARGUS R90 И F90, сход-развал (+ Вариант регулировки задних колёс)
Рисунок 10 — Регулировка схождения передних колес автомобилей LADA LARGUS R90 и F90: 1 — контргайка регулировки схождения колес; 2 — муфта тяги рулевой трапеции
Модель автомобиля | Размерность шин | Давление воздуха в шинах, МПа (кгс/см 2 ) | |
передних колес | задних колес | ||
LADA Largus R90 | 185/70 R14, 185/65 R15 | 0,24=0,01 (2,4=0,1) | 0,26=0,01 (2,6=0,1) |
LADA Largus F90 | 185/65 R15 | 0,24=0,01 (2,4=0,1) | 0,30=0,01 (3,0=0,1) |
Модель автомобиля | Углы установки передних колес: | |||||||
Автомобиля под нагрузкой | Снаряженного автомобиля | |||||||
Развал колес, град. | Угол продольного наклона оси поворота колес, град. | Схождение колес: | Развал колес, град. | Угол продольного наклона оси поворота колес, град. | Схождение колес: | |||
Линейное, мм | Угловое, град. | Линейное, мм | Угловое, град. | |||||
R90, F90 | — | — | — | — | -0°10=40′ | 2°42’±30′ * | — | -0°40′..0°20′ |
* — разница углов между правым и левым колесом не должна превышать 1 o
Углы установки задних колес снаряженного автомобиля | ||
Модель автомобиля | Развал колес, град. | Схождение колес, град. |
LADA Largus R90, F90 | -0 o 51±15′ | +0 o 44’±15′ |
1. На автомобилях LADA R90 и F90 угол продольного наклона оси поворота и развал передних колес заложены в конструкцию автомобиля и регулировке не подлежат, значения углов для справки приведены в таблице 2. При отклонении значений параметров, приведенных в таблице, выполнить проверку деталей передней подвески и мест крепления подвески к кузову. При необходимости заменить поврежденные детали передней подвески и устранить отклонения геометрии кузова.
2. Отрегулировать схождение передних колес автомобилей LADA R90 и F90.
2.2. Ослабить затяжку контргаек 1, рисунок 10, удерживая муфты 2 рулевых тяг ключом (ключи гаечные 13, 21).
2.3. Поворачивая муфты 2, установить длины рулевых тяг, при которых схождение передних колес будет соответствовать параметрам, приведенным в таблице 2. После регулировки длин рулевых тяг рулевое колесо должно находиться в положении, соответствующем прямолинейному движению (ключ гаечный 13).
2.4. Затянуть контргайки 1 тяг рулевой трапеции. Момент затяжки контргаек 50 Н м (5,0 кгс м) (ключи гаечные 13, 21, ключ моментный и вставка сменная типа 819В21 ф. USAG).
Об углах установки задних колёс
Углы установки задних колёс на Largus не регулируются. Это не предусмотрено ни регламентом, ни конструкцией автомобиля. Но их можно измерить! (см. таблицу выше) И в ввиду того, что у многих автомобилей углы нарушены (по разным причинам), автовладельцы используют способ, который заключается в подкладывании 2-х шайб нужной толщины (толщина подбирается индивидуально), между тормозным щитком и задней балкой, со стороны индивидуальной для каждого конкретного случая.
Алгоритм примерно такой: замеряется сход-развал (либо просто оценивается самостоятельно, исходя из неравномерного износа шин). Определяется какие болты открутить для вставки шайб, примерно прикидывается толщина шайб.
Снимают колесо. Ступицу снимать не нужно. Для открычивания болтов тормозного щитка используется головка Torx E16. Откручиваются (но не до конца) все четыре болта. Щиток отодвигается, на сколько позволяют болты, от балки. Полностью откручиваются только те два болта, со стороны которых будут подкладываться шайбы. Болты вытаскиваются, тонким инструментом подсовываются шайбы (см. фото), болты вставляются на место. Всё собирается. И опять измеряется сход-развал. В случае необходимости корректировки процедура повторяется.
Источник
Как понять, что нужна регулировка, и почему это важно
Данная процедура должна выполняться два раза в год при сезонной замене резины. Современные автомобили чаще всего обслуживаются в специализированных автосервисах. Здесь используются специализированные стенды, компьютеры. Данную процедуру можно провести своими силами.
Вначале важно научиться распознавать необходимость проведения такой регулировки. При этом ориентироваться следует на такие признаки:
- неоднородность износа покрышек;
- постоянный увод авто в сторону во время прямолинейного движения;
- возникновение трудностей при управлении автомобилем;
- неравномерность стирания кромок желобка переднего колеса.
Если присутствует хотя бы один из перечисленных признаков, то нужно незамедлительно принимать адекватные меры для решения проблемы.
Причины люфта руля и его устранение Люфт руля доставляет немало проблем, так как мешает своевременно и оперативно выполнять необходимый маневр. Если не…
Заключение
Способы измерения УУК автомобиля, рассмотренные в данной статье, практически не используются на профессиональных автосервисах. Компьютерный метод более удобен и эффективен, требует меньших затрат времени. Но в быту автомобилистов часто бывают ситуации, когда визит на СТО затруднен по разным причинам: например, если машина временно не на ходу, не хватает финансов, или когда водителю нужно лишь убедиться в нормальном состоянии подвески машины. В таких ситуациях предложенная технология оптимально подойдет для замера углов схода/развала и станет достойной альтернативой компьютерной диагностике УУК.
В заключении статьи рекомендую посмотреть видео.