А если полностью отказался работать вентилятор?
Для определения причины такой неисправности, сначала необходимо проверить состояние предохранителя, стоящего в электрической цепи. Его можно найти на боковой консоли, около пассажирского кресла. Он спрятан под крышкой дефлекторов. Открутив саморез, крышка легко снимется, и предохранитель будет доступен для изучения.
Чтобы извлечь весь предохранительный блок и подключенные реле, необходимо освободить крепление. Без гаечных ключей здесь не обойтись. Снимать блок нужно аккуратно без спешки, так как можно повредить провода, которые к нему подключены. Только единственный предохранитель блока отвечает за работу вентилятора.
При целостности предохранителя необходимо проверить работу реле, которое питает электродвигатель вентилятора. Таких реле установлено два. Левое включает низкую скорость вентилятора. А расположенное справа отвечает за высокую скорость его работы.
Другой неисправностью, которая относится к реле вентилятора охлаждения, является непрерывность работы вентилятора охлаждения, когда зажигание выключено. Это может привести к разряду аккумуляторной батареи. «Калина» потом просто не заведется. Основной причиной является залипание контактов. На блок попадает антифриз, протекающий из радиатора, установленного над печкой.
Когда реле и предохранители работают исправно, необходимо проверить работу датчика температуры. Именно он приказывает вентилятору начать работать. Этот датчик располагается с правой стороны бачка радиатора.
Чтобы проверить его работоспособность, нужно удалить штекерный разъем, взять перемычку, с ее помощью замкнуть между собой клеммы разъема. Включение вентилятора говорит о том, что датчик находится в исправном состоянии. Если вентилятор никак не реагирует, то прежде чем менять датчик, необходимо проверить работоспособность электродвигателя вентилятора. Для этого клеммы электродвигателя нужно подсоединить к контактам АКБ. Двигатель должен заработать. В случае отказа, придется устанавливать новый электромотор.
Почему не включается и не работает вентилятор охлаждения на Лада Калина?
Многим владельцам Лада Калина знакома ситуация, когда вентилятор охлаждения не сработал, когда ему необходимо было включиться. Это создает дискомфорт и через каждый 5 минут приходится останавливаться и ждать пока двигатель остынет. В зимнее время, когда мороз выше 10 градусов – это не заметно, а вот в весенне-летний период – это просто катастрофа, особенно если нужно ездить по городу.
На видео не включается вентилятор на Лада Калина.
Но, большинство владельцев не может самостоятельно диагностировать и устранить неисправность, особенно, если это надо сделать в пути. Поэтому и пользуются услугами эвакуаторов и прочих аварийных автомобильных служб.
Причины и признаки неисправностей вентилятора
Чтобы понять, что электровентилятор неисправен, не нужна сложная диагностика – это под силу любому автолюбителю. Следует запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не подберётся к критической. Отслеживать процесс можно по датчику температуры на панели приборов. Когда стрелка будет находиться близко к красной зоне, датчик должен дать сигнал на контроллер, который запустит вентилятор. Узнать это можно по характерному шуму из моторного отсека. Если же указатель показывает критическую температуру, а вентилятор не включается в работу, значит, есть неисправность, которую нужно незамедлительно устранять. Вентилятор может не работать по ряду причин:
- Неисправен электродвигатель. В этом случае он не будет вращать крыльчатку. Обычно на автомобилях ВАЗ электродвигатель выходит из строя редко. Чтобы проверить его работоспособность, понадобится подключить его к аккумулятору напрямую. Для этого нужно взять два провода и их концы подсоединить к клеммам АКБ и колодке проводов электровентилятора. Если в этом случае крыльчатка не вращается, значит, есть неисправность электродвигателя. Ремонту эта деталь подлежит редко. Потребуется снять узел в сборе и заменить электродвигатель. Работа несложная и может быть проведена даже в уличных условиях своими руками с минимальным набором инструментов.
- Неисправен датчик температуры. При выходе из строя датчика он не может отследить повышение температуры охлаждающей жидкости, соответственно, показания на контроллер поступают некорректные, и вентилятор не включается в работу, когда это нужно. Для диагностики этой проблемы потребуется отсоединить фишку проводов от датчика и замкнуть два вывода между собой. Если вентилятор сработает, и крыльчатка начнет вращаться, неисправен датчик, и требуется его замена. Процедура осложняется необходимостью сливать охлаждающую жидкость, но она не настолько сложна, чтобы обращаться с этой проблемой в сервис.
- Нет напряжения. Самая частая неисправность, связанная с электровентилятором, – это обрыв электроцепи на одном из участков и отсутствие напряжения. Для диагностики необходимо «прозвонить» электропроводку и проверить предохранители, для работы понадобится тестер (мультиметр). Если нет навыков обращения с мультиметром, желательно обратиться к автоэлектрику.
- Контакты реле «залипают». Иногда могут возникать ситуации, когда контакты реле включения вентилятора находятся постоянно в положении «включено», из-за чего вентилятор будет запускаться сразу после запуска двигателя. Реле следует заменить и провести проверку на работоспособность.
- Неисправен датчик температуры. Датчик передает на электронный блок управления двигателем завышенные показания температуры, из-за этого контроллер подаёт сигнал на включение принудительного охлаждения. Потребуется замена.
- Неисправность термостата. Вентилятор охлаждения на Калине не оборудован вспомогательным датчиком слежения за температурой. Это значит, что в расчет берутся только средние показатели. Если клапан термостата заклинил в закрытом положении, охлаждающая жидкость циркулирует только по малому контуру и не может переходить в большой. Антифриз быстро нагревается, и электровентилятор начинает включаться очень часто. При этом жидкость не проходит в большой круг, то есть в радиаторе нет горячего антифриза, вентилятор охлаждает холодный радиатор, а жидкость продолжает нагреваться, что приводит к перегреву двигателя. Термостат может заклинить и в среднем положении, когда клапан открывается не полностью. Это тоже приводит к неэффективному охлаждению – вентилятор будет работать постоянно из-за того, что антифриз не может достаточно охлаждаться. В этих случаях потребуется заменить неисправный термостат, сделать это несложно своими руками. Если же нужно сэкономить время, можно доверить эту процедуру сервису. Замена узлов системы охлаждения не относится к сложным работам и вполне может осуществляться самостоятельно. Исключение составляет замена водяного насоса, так как он имеет единый привод с механизмом газораспределения.
Постоянная работа электровентилятора – это не так страшно, как если бы он вовсе не работал, если только проблема не связана с неисправным термостатом, так как она чревата перегревом и выходом из строя силовой установки.
Замена вентилятора СОД
Замена вентилятора охлаждения – не самая сложная процедура, первый этап предполагает подготовку нужных инструментов:
- торцевая головка на 10 мм с воротком;
- гаечный ключ (торцевой или накидной) на 8 мм;
- фигурная отвёртка;
- пассатижи.
Процесс замены выглядит следующим образом:
- Чтобы было удобно демонтировать узел, следует снять корпус воздушного фильтра, открутив два крепежных болта.
- С помощью плоскогубцев отсоединить пластиковую защёлку шланга расширителя.
- Отсоединить фишку проводов от ДМРВ (датчик массового расхода воздуха) путем нажатия на фиксатор снизу.
- Отсоединить фишку проводов от клапана для продувки адсорбера на коробе воздушного фильтра.
- Снять хомут патрубка и отвести его в сторону.
- Открутить 4 крепёжных болта и снять крышку корпуса.
- Снять адсорбер, потянув его вверх.
- Открутить крепежную гайку воздухозаборника (возле радиатора вверху).
- Снять резиновую подушку возле аккумулятора и вынуть корпус воздушного фильтра.
- Открутить две крепежные гайки ключом на 10 мм с правой стороны, после чего открутить две гайки ключом на 8 мм слева.
- Отсоединить штекер проводов от электровентилятора.
- Достать электровентилятор в сборе, отводя его в левую сторону.
Если узел меняется, процедура повторяется в обратном порядке. Для замены электродвигателя потребуется его демонтировать. Сделать это несложно, открутив три крепежных болта ключом на 10 мм. С другой стороны нужно отсоединить металлическую защёлку и снять мотор с крыльчаткой.
Почему не включается вентилятор охлаждения на калине? несколько причин на выбор »
Искать ответа на вопрос, почему не включается вентилятор охлаждения на Калине, наверное, приходится многим владельцам данной модели. Если он перестает работать, выход один: остановиться и ждать, пока движок остынет. В противном случае – закипит, заклинит поршни – и здравствуй, капитальный ремонт.В пределах города это еще не так серьезно: если торопишься, можешь оставить машину и добраться, куда нужно, на общественном транспорте с тем, чтобы разобраться с системой охлаждения позже. А вот между городами неработающий вентилятор – великая головная боль. Если не найти причину и не устранить ее, ехать 40 километров без буксира можно часов 8: проехал 2-3 км – стал и ждешь, пока остынет. Веселая выйдет поездочка! Особенно если за спиной уставшие дети, которые планировали быстренько доехать и начать отдыхать.
Почему не включается вентилятор охлаждения на Калине? Тому есть несколько причин. Какие-то можно устранить на месте, какие-то потребуют дополнительных запчастей. Но даже если вы не сможете запустить вентилятор сразу, вы хотя бы сможете оценить перспективы и начать махать тросом проезжающим на пару часов раньше, пока еще есть на что-то силы.
Отбрасываем самый мрачный вариант
Прежде, чем проверять остальные составляющие системы охлаждения, нужно убедиться, что с вами не случилось самого плохого, и . Надо сказать, в «Калине» это крайне ненадежный агрегат и почему-то выходит из строя часто и густо. Известны случаи, когда он переставал работать, даже если его меняли позавчера. Поэтому многие опытные владельцы данного авто, отправляясь в дальнюю поездку, берут с собой запасной. Так, на всякий случай!
Удостовериться, что термостат в норме (или нет), можно, потрогав нижний радиаторный патрубок. Если он остался холодным, значит, термостат уже неживой, и нужно доставать резервный или проситься на буксир. В отсутствии и попутчиков, и запасов ползти придется медленно и печально до ближайшего СТО.
Прозваниваем цепь
Исключив из списка вероятностей термостат, проверяем электрическую схему. Для начала – предохранители (как их правильно проверить, ).
Первым идет тот, что отвечает непосредственно за электровентилятор. Он расположен на консоли сбоку, там, где находятся ноги переднего пассажира. Добраться до него несложно: откручивается саморез, фиксирующий крышку дефлекторами для обдувания теплым воздухом – и перед вами искомая запчасть.
Если этот предохранитель цел, придется лезть дальше, в дополнительный блок. Ключом-десяткой отворачивается болт крепления и вытаскивается весь узел. На этом этапе нужно проявлять терпение и аккуратность: извлечению знатно мешает целый пук идущих к блоку проводов. Выдернете какой-нибудь – застрянете на трассе надолго. А вот предохранитель в блоке искать недолго: он там один, именно тот, который нужен.
Если и эта деталь в норме, сразу же проверяем реле – они находятся в этом же блоке и передают напряжение на вентиляторный двигатель. Их там 2: расположенное над крепежной планкой с левого края отвечает за работу вентилятора на малых скоростях, крайнее справа включает его высокую скорость. В рабочем состоянии должны быть оба.
Если и здесь не найдены сбои, придется лезть под капот.
Чем порадует сам вентилятор?
Проверять нужно и его, и температурный датчик. Сначала займемся электровентилятором. Чтобы убедиться в работоспособности двигателя, его клеммы напрямую кидаются на аккумуляторную батарею. Завелся – значит, с вентилятором все хорошо. Переходим к датчику. В зависимости, какой движок стоит на вашем железном коне, действия будут разными:
- При карбюраторе: снимаем штекерный разъем температурного датчика (расположен он, кстати, на правом радиаторном бачке) и замыкаем перемычкой его клеммы. Вентилятор закрутился – датчик рабочий, просто клеммы соскочили. Остался мертв – пора менять датчик;
- При инжекторе ищем датчик рядом с термостатом и скидываем с него разъем. Если вентилятор начал вертеться, значит, включился аварийный режим, а ваш датчик успел ранее перегореть.
Замена резистора вентилятора охлаждения “Калина”
Проблемы с охлаждением двигателя ЛАДА “Калина” часто связаны с выходом из строя системы питания электровентилятора. Причиной неисправности может быть неисправный резистор вентилятора охлаждения “Калина”. Заменить эту деталь можно самостоятельно, причем работа не отнимет много времени и усилий. Те, кто плохо знаком с устройством ЛАДА “Калина”, часто спрашивают где находится резистор вентилятора охлаждения “Калина”, для чего он нужен и в чем проявляются его неисправности.
Функции резистора вентилятора
Резистор вентилятора охлаждения “Калина” последовательно включается в цепь электропитания, что обеспечивает возможность работы двигателя на разной скорости. Сопротивление резистора меняется в зависимости от температуры охлаждающей жидкости и нагрузки на двигатель, соответственно меняется ток и обороты двигателя вентилятора. Это помогает исключить резкие температурные скачки и соблюсти оптимальную температуру двигателя на всех режимах работы мотора. Резистор вентилятора имеет термопредохранитель, который обесточивает электродвигатель от перегрузки (например, при заклинивании вала) и тем самым предохраняет электропроводку от пожара.
Неисправности резистора вентилятора охлаждения “Калина”
Работа электровентилятора только на высокой скорости вращения — Главный признак того, что дополнительный резистор вентилятора охлаждения “Калина” неисправен. Электросхема подключения вентиляторов ЛАДА “Калина” предусматривает одновременное включение двух систем обдува:
- электровентилятора охлаждения радиатора;
- электровентилятора охлаждения кондиционера,
Если в какой-то момент времени вращается только один из них, то можно сделать вывод о разрыве цепи питания второго. Тоже происходит, когда электровентилятор радиатора не крутится после нагрева двигателя. Причин такого явления несколько. Это может быть как плохой контакт или обрыв провода, так и неисправность резистора электровентилятора.
Причины неисправности резистора вентилятора “Калина”
Основная причина поломки дополнительного резистора вентилятора “Калина” — перегорание термопредохранителя, который защищает обмотку электродвигателя и цепь питания от перегрузки. В этом случае необходим ремонт или замена резистора вентилятора охлаждения “Калина”. Выполнить работу можно самостоятельно, она не занимает много времени, не требует высокой квалификации или специального инструмента.
Что необходимо для проверки и замены
Для снятия, проверки и ремонта (замены) дополнительного резистора понадобятся:
- омметр;
- крестовая отвертка;
- набор ключей;
- паяльник;
- канифоль;
- припой;
- новый резистор или его часть — термопредохранитель (16А и 180 градусов).
Если на автомобиле установлена защита двигателя (картера), снимать ее лучше с ямы или на подъемнике.
Проверка и замена резистора вентилятора охлаждения “Калина”
Демонтаж дополнительного резистора вентилятора выполняется так:
- поставить автомобиль на “ручник”;
- открыть капот;
- снять провод “массы” с аккумулятора;
- демонтировать брызговик двигателя;
- открутить и снять защиту картера двигателя (если установлена);
- нажать на защелку колодки и расстыковать жгут проводов питания электровентилятора;
- при помощи крестовой отвертки открутить два винта, удерживающие дополнительный резистор;
- отвести в сторону кронштейн крепления резистора вместе с колодкой;
- вытащить резистор.
Проверка резистора состоит из двух этапов:
- визуальный осмотр целостности спирали;
- проверка обмотки резистора на обрыв при помощи омметра.
При обнаружении неисправности обмотки резистор необходимо заменить новым. Если же неисправен термопредохранитель, то можно ограничиться лишь его заменой. Для этого пригодится паяльник, которым следует выпаять сгоревший предохранитель и припаять вместо него новый.
Остается поставить детали на штатные места. Установка резистора вентилятора охлаждения “Калина” выполняется строго в порядке, обратном снятию.
«Питер — АТ»
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453
Диагностика
Прежде чем пытаться определить, почему могут включаться вентиляторы системы охлаждения на холодном двигателе в автомобилях, рекомендуется понять суть работы этого узла.
Включение вентилятора происходит за счёт работы специального датчика, который активирует вращение лопастей. Располагается этот контроллер в нижней части радиатора охлаждения.
Есть некоторые современные автомобили, что за запуск отвечает блок управления мотора, хотя это скорее редкость и исключение и правил.
Когда жидкость охлаждения (ОЖ) достигает необходимой температуры, которая обычно находится в пределах 100-105 градусов Цельсия, датчик замыкает электроцепь, и это позволяет включать в работу вентилятор. Он начинает обдувать радиатор. Тем самым достигается лучший эффект охлаждения, поскольку сочетается воздушная и жидкостная система.
При этом бывают ситуации, когда двигатель ещё абсолютно холодный, никакое дополнительное охлаждение ему не требуется, но вентилятор всё равно включается в работу. Это не является нормальным состоянием. Нужно искать причину такого поведения системы охлаждения, и устранять возникшие неисправности.
Если продолжить игнорировать постоянно работающий вентилятор, изначально простой дискомфорт сменится более серьёзными неполадками
Но тут важно отметить, что постоянная работа лопастей не настолько опасная, как полный отказ устройства. Хотя этот факт совершенно не является причиной ничего не делать
Всё начинается с диагностики. Наиболее простыми и удобными в этом плане являются инжекторные двигатели. Чтобы обнаружить неисправность, достаточно провести компьютерную диагностику. Это делают как в условиях автосервиса, так и в гараже своими руками.
Подключение к электронному управляющему блоку даёт возможность получить коды ошибок, которые не сложно расшифровать и понять истинные причины такого поведения вентилятора системы охлаждения.
Бывают ситуации, когда ЭБУ фиксирует неисправность в охладительной системе, и заставляет вентилятор крутиться постоянно, даже когда мотор холодный. Это своего рода защитная функция, направленная на предотвращение возможного перегрева ДВС. Потому при обнаружении ошибок и после устранения неисправностей обязательно делается сброс. Чтобы стереть ошибки, следует заглянуть в руководство по эксплуатации к вашему авто. На некоторых машинах достаточно снять клемму с АКБ, и ошибки сотрутся. На других же автомобилях ошибки стираются при помощи подключаемого диагностического оборудования.
Если вариант с компьютерной диагностикой вам не подходит или её невозможно применить по тем или иным причинам, придётся методом исключения проверять все потенциальные источники неприятностей.
Демонтаж датчика вентилятора
ДВВ является неразборным изделием и не подлежит ремонту. Однако, чтобы убедиться в полной исправности, его нужно снять с автомобиля. Для этого поступают следующим образом:
- Автомобиль ставят на ровное место с поднятым рычагом ручного тормоза.
- Приступают к работе после полного остывания двигателя, сняв клеммы с аккумулятора.
- Отжав пластиковую клипсу, вынимают фишку с кабелем из стакана ДВВ.
- Снимают пробку с расширительного бачка, иначе при снятии датчика тосол в небольшом количестве выплеснется наружу.
- Накидным ключом или головкой на 19 ДВВ выкручивают из посадочного гнезда. Если резьба плохо поддаётся, то под гайку датчика наносят смазку WD 40 (её можно купить в любом автомагазине или на заправке).
Снятие фишки с датчика:
Описание
Как известно, в любой Приоре и Калине есть система охлаждения, обеспечивающая нормальную работу двигателя и способствующая предотвращению его перегрева. Одним из устройств, позволяющих охладить силовой агрегат, является датчик вентилятора, по сигналу которого вентилирующее устройство должно включаться.
На Калинах этот контроллер предназначенный для активации вентилятора, когда температура мотора достигнет определенной точки. Благодаря вентилятору, который должен включиться по сигналу контроллера, температура двигателя всегда будет в норме и не превысит допустимого порога. Если же устройство не срабатывает, то вентилятор не включится, соответственно, двигатель может перегреться.
Схема подключения датчика в системе охлаждения
Замена вентилятора охлаждения Лада Калина
Для замены вентилятора охлаждения необязательно обращаться на станцию техобслуживания. Сделать это без особого труда можно и своими силами.
Необходимые инструменты:
- головка с трещоткой или накидной ключ на 10;
- накидной или рожковый ключ на 8;
- отвертка с крестовой битой;
- пассатижи.
Порядок работ
- Установите автомобиль на ровной площадке.
- Поднимите капот, отключите провод «массы» от аккумулятора.
- Ключом на 10 отверните два болта крепления воздушного фильтра.
- Отключите разъем датчика массового расхода воздуха, нажав на фиксатор.
- Отключите разъем клапана продувки, расположенный на корпусе воздушного фильтра.
- Открутив отверткой болт хомута фиксации воздуховода, снимите гофру.
- Открутите 4 самореза, фиксирующих крышку воздушного фильтра.
- Снимите крышку, извлеките фильтрующий элемент.
- Открутите ключом на 8 гайку крепления воздухозаборника, и демонтируйте его.
- Ключом на 10 отверните две гайки крепления кожуха вентилятора справа по ходу движения автомобиля, а после ключом на 8 две гайки слева.
- Рассоедините разъем питания вентилятора.
- Аккуратно, чтобы не повредить ламели радиатора, извлеките вентилятор вместе с корпусом.
- Ключом на 10 открутите 3 болта крепления электродвигателя, и выньте его из корпуса.
- Установите на его место новый электродвигатель с крыльчаткой.
- Кожух в сборе с вентилятором прикрутите к радиатору.
- Подключите его разъем.
- Остальные монтажные работы проведите в обратном порядке.
Что делать, если не включается вентилятор охлаждения на Ладе Калине?
При выходе со строя вентилятора охлаждения Лада Калина, стоит незамедлительно найти причину и устранить ее. Если автомобиль «закипит», то это может привести к фатальным последствиям. В лучшем случае – пробой прокладки, а в худшем – прогиб головки блока, что приведет к принудительной ее замене. Так, что за данным узлом стоит следить и проводить диагностику регулярно.
Начните проверку с электродвигателя. Для этого отсоедините от него электрические провода, и подключите его напрямую к аккумулятору, соблюдая полярность. Если вентилятор не включился – проблема именно в нем. Если же он заработал, нужно искать другую причину.
Проверьте все контакты на разъемах, а после реле и предохранитель. Они расположены в дополнительном монтажном блоке, который находится справа от панели приборов возле нижнего воздуховода печки.
Предохранитель (50 А) можно проверить тестером, реле лучше взять заведомо рабочее, и установить его в соответствующее гнездо. Если проблема не решилась, идем дальше.
Проверяем датчик температуры. Для этого прогрейте двигатель до рабочей температуры, заглушите его и отключите датчик. Он расположен сверху на корпусе термостата. При отключенном датчике контроллер самостоятельно должен запустить вентилятор на постоянную работу.
Заведите двигатель и дождитесь, пока включится вентилятор. Если температура охлаждающей жидкости достигла критического показателя, а вентилятор не включился, нужно искать обрыв в электропроводке.
Нужно ли менять вентилятор
Если вы установили, что проблема в самом вентиляторе, вернее в его электродвигателе, можно попытаться его отремонтировать. Чаще всего он перестает работать из-за выхода из строя щеток, или же из-за проблем с подшипниками ротора. Реже приходит в негодность коллектор или возникает обрыв в обмотке.
В случае если вентилятор не подлежит ремонту, его нужно заменить.
Ни в коем случае не следует ездить на автомобиле с неработающим вентилятором. Перегрев двигателя неминуемо приведет к разрушению резиновых шлангов системы охлаждения, прокладок, а также грозит выходом из строя деталей поршневой группы.