Сравнительная характеристика жилина и костылина в рассказе толстого кавказский пленник

«Кавказский пленник» в кинематографе

2. Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.

***

Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.

***

Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качестВам и? Отличаются ли они друг от друга?

***

Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Сравнительная характеристика Жилина и Костылина)

***

***

(портрет, поступки героя, поведение, характеристика героя другими действующими лицами)

***

Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы С Вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.

***

Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.

***

Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).

***

***

Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)

***

Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.

***

Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».

***

Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

***

2. Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли Вам рассказать? О чем бы вы их спросили?

***

Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

СПАДИЛО.РУ

Два образа

«Кавказский пленник» — назидательный рассказ Л. Н. Толстого для детей. В нем писатель показал два ярких противоположных образа: смелого и находчивого Жилина и слабого и трусливого Костылина. Контраст между этими людьми усилен экстремальной ситуацией — попаданием в плен.

До плена

Всю дорогу Костылин думает только о еде, совершенно забывая о возможном нападении горцев. Даже при въезде в ущелье он игнорирует предостережение Жилина: «Что смотреть? Поедем вперед». В этом уже проявляется огромная разница между двумя офицерами.

Жилин — предусмотрительный командир. Он поднимается на гору и замечает горцев. Вдвоем у офицеров были шансы отстреляться, чтобы отступить к обозу. Однако Костылин нарушает уговор, предает боевого товарища и бросается в бегство.

Когда Жилин понимает, что вырваться из ловушки уже не удастся, он принимает мужественное решение: «Не дамся же живой…». Под храбрым офицером убивают лошадь. Жилин до конца пытается отбиться, но, навалившись толпой, горцы берут его в плен.

Снова вместе

Попав в плен, Жилин не приходит в отчаяние. Он с интересом рассматривает аул и запоминает все детали. которые могут пригодиться при побеге.

Жилин безусловно знает о жестокости горцев, однако ведет себя и разговаривает с ними очень смело: «С ними что робеть, то хуже». Даже под угрозой наказания офицер заявляет, что отказывается платить три тысячи рублей. Такое поведение невольно вызывает уважение у врагов: «Джигит урус!».

Во время спора о размере выкупа Жилин вновь встречается с Костылиным. Оказывается, что трус также не смог скрыться. В отличие от Жилина воля Костылина была сломлена еще до плена. Горцы без труда заставили его написать письмо с просьбой заплатить пять тысяч рублей.

Офицеров специально свели вместе, чтобы повлиять на несговорчивого Жилина. Задумка горцев не удалась. Жилин все равно добился снижения выкупа до 500 рублей («Хотите — убивайте, пользы вам не будет»), да еще и вытребовал для себя с товарищем приличное содержание.

Поведение в плену

Костылин полностью смирился с судьбой. Все надежды он возлагает только на выкуп, «считает дни… или спит».

Жилин надеется на собственные силы. Зная, что старуха-мать с трудом сможет собрать даже пятьсот рублей, он отправил письмо на ложный адрес.

Умелые руки Жилина позволили ему добиться доверия Дины и еще большего уважения хозяина. Со всей округи офицеру на починку приносят разные вещи. Слава мастера была нужна Жилину только для отвлечения внимания. Тайком он начал рыть подкоп в сарае, а однажды, взобравшись на гору, наметил путь к бегству.

Первый побег

Инициатива побега принадлежит исключительно Жилину. Ему даже пришлось уговаривать товарища бежать вместе. Костылин с самого начала стал обузой для Жилина. Он постоянно жаловался на усталость и израненные ноги. В порыве раздражения Жилин пожалел о том, что взял «колоду эту с собой… Один бы я давно ушел».

Негативное отношение к Костылину немного смягчается, когда он просит Жилина бросить его и бежать одному. Но пойти на это офицер не может. Жилин мужественно взваливает толстого Костылина на плечи.

Даже с тяжелой ношей Жилин мог бы уйти от преследователей. Беглецов выдал крик Костылина.

Второй побег

Неудача тяжело подействовала на обоих пленников. Костылин в яме разболелся и уже перестал на что-либо надеяться. Даже Жилин не видел выхода из ситуации.

Помогли Жилину дружеские отношения, установившиеся с Диной. Девочка поначалу подкармливала пленников, а затем решилась помочь им бежать. На вторую попытку у Костылину сил не нашлось: «Уж мне, видно, отсюда не выйти».

Жилину удалось сбежать и добраться до казаков. «Еле живого» Костылина выкупили через месяц.

Итоговая характеристика

Жилин в рассказе — пример для подражания, образец мужественного поведения. Этот офицер никогда не отчаивается и верит в собственные силы. Жилин заботится не только о себе, но и о предавшем его товарище.

Костылин вызывает лишь жалость и презрение. Такому человеку нечего делать на войне. Он представляет собой обозу для армии и легкую жертву для врагов.

Экранизации

В 1975 году вышел фильм «Кавказский пленник» режиссера Георгия Калатозишвили. Лента снималась на киностудии «Грузия-фильм», в роли Костылина выступил актер Владимир Солодников.


Олег Меньшиков и Владимир Солодников а роли Костылина

Второй фильм вышел в 1996 году. Это не буквальная экранизация рассказа Толстого, а лента, снятая по мотивам. События разворачиваются в 90-е годы прошлого века в обстановке Чеченской войны. Герои попадают в плен к человеку из горного аула, чей сын тоже томится в плену. Жилина и Костылина захватывают, чтобы организовать обмен пленными.

Режиссер — Сергей Бодров-старший, роль прапорщика Костылина, которого в фильме именуют «Саня», исполнил актер Олег Меньшиков. Съемки проходили в Казахстане и Дагестане, в частности в городе Дербент и у Хучнинского водопада. Фильм номинировали на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

Описание презентации Жилин и Костылин- два разных характера, две по слайдам

1. Почему рассказ назван «Кавказский пленник» ? «Кавказский пленник» Глава І 2. Кого назвали в рассказе «кавказским пленником» ? 3. Назовите причину, заставившую Жилина отправиться в путь. 4. В чем заключалась опасность пути?

«Кавказский пленник» Глава І 5. Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперед?

«Кавказский пленник» Глава І 6. Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как себя вели, встретившись с горцами?

«Кавказский пленник» Глава І 7. Расскажите о том, как были захвачены в плен Жилин и Костылин.

8. Как определилась судьба Жилина, а затем и Костылина в плену? «Кавказский пленник» Глава І I 9. Что заставляет Жилина торговаться, дать неправильный адрес?

1. Как жили в плену Жилин и Костылин? Чем отличалась их жизнь в течение месяца плена в стане врага? 2. С чьей помощью мы знакомимся с жизнью горного аула? 3. Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему? 4. Правы ли горцы, называя Жилина «джигит» и Костылина «смирный» ? Объясните причину такой разницы. 5. Почему к Жилину стали приезжать местные жители из близлежащих аулов? «Кавказский пленник» Глава ІІІ

Сравнительная таблица Качество Жилин Костылин 1. Смысл фамилии Жилы -кровеносн ые сосуды, сухожилия. Костыль -палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги. Жилистый -сух ощавый, мускулистый, с выступающими жилами 2. Внешность «А Жилин хоть не велик ростом, да удал был» . «А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»

Сравнительная таблица Качество Жилин Костылин 3. Место жительства героев Горный татарский аул, сарай 4. Чем питались пленные? Лепешка из просяной муки или тесто сырое да вода; молоко, сырные лепешки, кусок баранины Только лепешка из просяной муки или тесто сырое да вода

Сравнительная таблица Качество Жилин Костылин «Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, -чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду“ «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит» 5. Чем занимались офицеры? «А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает-ил и из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер»

Жилин Костылин Делаем вывод Даём характеристику Жилину и Костылину. Сравнительная таблица Деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели — освобождению. Пассивен, ленив, бездеятелен, скучал, ждал, когда пришлют деньги; не умеет приспособиться к ситуации.

Как прожил Жилин месяц? Какую хитрость придумал герой, чтобы взобраться на гору? Что помешало ему в тот же вечер совершить побег? Почему Жилин предложил Костылину бежать с ним? Объясните причину колебаний Костылина перед побегом? «Кавказский пленник» Глава І V

«Жилин готовится к побегу» Составление плана рассказа по материалам III и IV глав 1. Знакомство с жизнью татарского аула. 2. Работа над подкопом. 3. Поиски дороги. 4. Путь побега — только на Север. 5. Внезапное возвращение татар. 6. Побег.

Делаем вывод Посмотрите, как ярко, сильно может проявиться характер одного человека и совсем не проявиться характер другого в одинаковых обстоятельствах.

Делаем вывод Одного выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в свою правоту; другой не проявляет каких-либо усилий, действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вернуться на Родину.

Сочинение на тему снежинка

В какой части находится алжир

Характеристика Жилина из рассказа “Кавказский пленник”

Вариант 1

Жилин-главный герой рассказа “Кавказский пленник”.

Он привык всего добиваться сам. Является достаточно обаятельным персонажем и сразу же вызывает симпатию. Он храбрый, в плену вел себя смело и уверенно. Жилина любила даже дворовая собака за то, что он ее подкармливал, это еще раз доказывает, что Жилин положительный персонаж. На протяжении всей повести ему противопоставляется Костылин ‑полная противоположность Жилина. Тем самым, автор подчеркивает положительные качества Жилина. Со временем даже суровые татары прониклись к нему симпатией. Жилин не бросил Костылина даже во время погони, после чего их и поймали. До этого он заручился доверием Дины, которая и помогла ему сбежать. Я считаю, что Жилин яркий пример человека с настоящей широкой русской душой.

Вариант 2

Весь рассказ описывает нам те события, когда Толстому чудом удалось избежать погони, но двое его товарищей попали в плен. Нужно было что-то делать. Это были два русских офицера – Жилин и Костылин. Сразу в глаза бросается то, то их имена очень созвучны, но по значению совершенно разные.

Характер обоих героев тоже очень разный. Когда Жилин ехал к своей матери, то по пути подобрал Костылина. Во время поездки на них напали татары. Жилин повел себя очень храбро и стал защищаться, в то время как Костылин сразу побежал в крепость. Но даже такая трусость не смогла его спасти.

В плену герои тоже по-разному себя ведут. Когда татары сказали им о сумме в 5000 рублей, которую они должны выплатить, то Костылин сразу же написал письмо домой и ждал денег. Жилин, напротив, дал согласие только на 500 рублей, а письмо отправил на другой адрес, ведь больше всего он не хотел, чтобы его мама переживала. Костылин постоянно скучал, пока ожидал денег, в Жилин планировал побег, ночами копая яму. Живя в плену Жилин часто проявлял себя, как очень порядочный и добрый человек. Он сделал из глины куклу дочке хозяина, а потом починил самому хозяину часы. С тех пор к нему постоянно ходили люди и обращались за помощью.

Так и жили они, пока Жилин не выкопал дыру. Одной ночью они оба выбрались на волю и побежали в горы. Весь путь Костылин был обузой своему товарищу

ОН не хотел снимать стоптанные ботинки, отчего ему было больно идти, он был толстым и не мог самостоятельно подниматься в гору и постоянно охал и кричал, чем один раз привлек внимание татарина, проезжавшего неподалеку.  Жилин не бросил товарища, а взял на руки и понес. Конечно, он не смог с таким грузом убежать

Их снова схватили и бросили в яму.

Будучи в яме, им было очень плохо. Костылин постоянно стонал, но Жилин все думал о побеге. Однажды он смог уговорить дочку хозяина помочь им выбраться. Девочка сжалилась и принесла большой шест, но Костылин не захотел бежать. Так что Жилину пришлось идти одному. Он смог добраться до своих людей и стал служить дальше. Что же качается Костылина, то тот лежал в яме пока его не выкупили за 5000 рублей. Привезли его еле живого.

У каждого читателя появляется вопрос, почему назвал Толстой свой рассказ «Кавказский пленник», ведь пленников то было два. Но на самом деле здесь есть очень глубокая мысль. Жилин был храбрым, сильным, работящим. Он смог убежать с плена и стал продолжать служить и помогать людям. Но Костылин был ленив. Да, его выкупили из плена, но он так и остался в плену своих слабостей.

На первый взгляд с двумя людьми произошло одно и тоже событие, но если смотреть на сердца и дух героев, то каждый пережил свое приключение.

Характеристика главных героев («Кавказский пленник», Толстой)

Жилин и Костылин — русские офицеры. Они оба участвуют в войне за присоединение Кавказа к России. Жилину приходит письмо от матери, в котором она просит сына перед смертью навестить ее, чтобы проститься. Он, недолго думая, отправляется в путь. Но одному ехать было опасно, так как в любое время его могли схватить и убить татары. Поехали группой, и поэтому очень медленно. Тогда Жилин с Костылиным решают одни отправиться вперед. Жилин был предусмотрительным и осторожным. Убедившись, что ружье Костылина заряжено, а в ножнах у него имеется шашка, Жилин решил посмотреть, не видно ли татар, поднявшись на гору. Взобравшись повыше, он заметил своих врагов. Татары находились совсем недалеко, и потому увидели Жилина.

Этот храбрый офицер подумал, что если ему удастся добежать до ружья (которое было у Костылина), то офицеры спасутся. Он закричал своему товарищу. Но трусливый Костылин убежал, испугавшись за свою шкуру. Он совершил подлый поступок. В том, как встретились Жилин и Костылин, можно увидеть насмешку судьбы над последним. Ведь в плен в итоге попали оба, здесь они и встретились вновь. Главный из горцев-мусульман сообщил, что необходимо заплатить выкуп 5000 рублей, и тогда их отпустят. Костылин тут же написал письмо домой с просьбой достать деньги. А Жилин ответил горцам, что если его убьют, они не получат совсем ничего, и велел им подождать. Отправил он свое письмо намеренно по другому адресу, поскольку офицеру было жалко свою мать, тяжело болевшую, да и денег таких в семье не водилось. Кроме матери у Жилина не было больше никого из родственников.

Сравнительные характеристики Жилина и Костылина можно дополнить, указав на то, как проводили в плену свое время эти герои. Жилин решил, что сможет и должен сбежать. Он рыл подкоп ночью, а днем делал для Дины кукол, которая взамен приносила еду.

Костылин же бездельничал весь день, а ночью спал. И вот настало время, когда приготовления к побегу были завершены. Офицеры вдвоем бежали. Они сильно истерли о камни ноги, и ослабевшего Костылина Жилину пришлось нести на себе. Из-за этого их и схватили. Офицеров на этот раз посадили в яму, но Дина достала палку и помогла своему другу бежать. Костылин же испугался бежать вторично и остался у горцев. Жилину удалось добраться до своих. Костылина лишь через месяц выкупили.

Как видно, Лев Николаевич Толстой показывает в своем рассказе «Кавказский пленник» храбрость и мужество Жилина и слабость, трусость и лень его товарища. Сравнительные характеристики Жилина и Костылина являются противоположными, а образы эти построены на контрасте. Чтобы лучше передать свою мысль, автор использует ряд приемов. О них читайте дальше.

«Кавказский пленник» − сочинение по плану (5 класс)

Вариант 1

План

  1. Жилин и Костылин
  2. Характеристика военнопленных
  3. Мое мнение

Л.Н. Толстой великий русский писатель. Герои его рассказа «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.

Жилин в рассказе является положительным героем. Он сильный, честный, с доброй душой и готов идти вперед, несмотря ни на что. Он очень хороший солдат. Однако попадает в плен к татарам. И все почему? Ответ прост: из-за трусости своего товарища. Костылин же наделен совсем противоположными чертами характера — труслив, ленив и не ответственный. Он жалок, постоянно ноет и желает, чтобы все за него делали другие люди. С него вряд ли можно брать пример.

Татары схватили их в плен с целью выкупа. Костылин написал домой письмо, сидел и ждал, что за него дадут выкуп. А вот Жилин совсем наоборот – он не хотел расстраивать больную маму и решает выбраться сам. У него это получилось бы, если бы не товарищ, который во второй раз его подвел.

Рассказ заканчивается тем, что Жилин все-таки своими силами выбирается. А Костылин еще долго ждал своей свободы. Это поучительное произведение не зря включено в школьную программу. Оно учит детей быть честными и добиваться всего своими силами, как это сделал Костылин. Когда случается беда нужно думать не только о себе, но и о близких.

Вариант 2

План

  1. Дина
  2. Дружба Дины и Жилина
  3. Мое мнение

Произведение Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» повествует о повседневном быту людей, о их качествах, о доброте и чести. Описываемая история, основана на реальных событиях, которые происходили на Кавказе. Но речь пойдет о девочке Дине. Дина – дочь татарина, которому продали Жилина и Костылина. Отец наказал дочери дать хлеба с водой Жилину, так они и познакомились. Этот человек интересовал, так как был чужим, и в то же время пугал, Дину.

Через некоторое время они подружились. Жилин делал ей и другим ребятишкам игрушки из глины. А она, в благодарность за это, тайком носила ему вкусную еду, мясо и лепешки. Девочка прониклась добром и сочувствием к пленнику, ведь он по мере своих возможностей пытался творить добро. После неудачного побега, солдат кидают в яму. Из еды приносили только сырое тесто, но и тут девочка приходит на помощь, и так же украдкой приносит им еду. Когда Иван собрался бежать во второй раз, Дина ему и в этом помогла. Тринадцатилетняя девочка осмелилась и опустила в яму длинную палку, по которой Жилин выбрался.

В рассказе доброта выражена через главного героя, Дину. Эта девушка очень добра ко всем, кто к ней относится хорошо. При этом очень смелая. Она спасла жизнь офицера, и достойна восхищения. Девочка не побоялась отца, она боролась за жизнь человека, который дарил ей добро и частичку счастья.

Вариант 3

План

  1. Герои рассказа
  2. Выбор каждого
  3. Мое мнение

Рассказ «Кавказский пленник» написал великий писатель Лев Николаевич Толстой. Повествование идет о войне, о человеческой доброте, об упорном стремлении найти выход в трудной жизненной ситуации. Главные герои — Жилин, Костылин и Дина. Жилин отправляется проведать свою больную мать. По пути домой встречает своего товарища. Однако они попадают в плен, по вине Костылина.

Находясь в плену, офицеры ведут себя по-разному: Костылин ждет, что за него дадут выкуп и постоянно боится. Ничего не хочет предпринимать. А вот Жилин наоборот, он остается сильным и не теряет самообладание. Иван стремится сбежать всеми возможными способами. В плену он знакомится с Диной, дочкой татарина. Для девочки делает кукол из глины, а она за это его тайком подкармливает. Они подружились. После первого неудачного побега узников бросили в яму. Когда Жилин пытается сбежать второй раз, она ему помогает выбраться из ямы.

Так чему же учит рассказ? Во- первых, никогда не стоит опускать руки. Жилин стремился сбежать, у него это получилось. Он не падал духом. А во-вторых, это любовь к людям. Дина помогала совершенно незнакомому человеку, можно сказать врагу. Он творил добро и в ауле его любили. Так вот, каждый герой получил свое.

Вариант 4

В рассказе Л. Толстого нам показывают двух героев, таких похожих, но в то же время совсем разных. Два офицера, попадая в похожие ситуации, действуют совсем по-разному. В сложных обстоятельствах проявляется настоящая сущность человека.

Этих двух героев преследовали неудачи, опасность и риск расстаться с жизнью. Жилин имел доброе и сильное сердце. Он был готов отдать свою жизнь на поле боя, лишь бы не сдаться в плен врагу. В это же время Костылин, который должен был принести ружье товарищу, просто сбежал. В этой ситуации офицер поступил как трус, показывая, что в будущем на него нельзя положиться.

По мере развития событий в рассказе их характеры дают о себе знать. Попав в плен, Жилин не сидит, сложа руки, пытается найти способ убежать, помогает другим: ремонтирует вещи, делает куклы. А его «напарник» Костылин мирно спал, не заботясь о проблеме пребывания в плену, ожидая, что родственники получат его письмо и выкупят из плена. Жилин переживал не только за себя, но и за окружающих его людей. Не хотел пугать родственников и слать сразу письмо.

Смелый офицер пытается вытащить и Костылина, но из-за того, что его напарник ослаб, их побег не удался. Пусть это и был провал, но такое поражение не сломало Жилина, и он был готов сделать еще много попыток.

Даже здесь работает пословица: «Как ты к людям, так и они к тебе». Жители относились к Жилину с уважением и добротой, ценили его труд и были благодарны за помощь. Не стоит удивляться этому. Ведь Костылин даже не пытался расположить жителей к себе, так как его волновала лишь собственная судьба. Старания и труд всегда вознаграждаются. Жилину удалось сбежать из плена, ибо он приложил к этому все усилия. Костылина же выкупили оттуда, но его состояние можно назвать плачевным – он был еле живой.

Анализируя поступки Жилина, можно сказать, что он был человеком чести и принципов. Он поступал так не из-за общества или ситуации. Его сердце вело его сквозь все преграды, которые готовила для него жизнь. Такие люди, может не всегда получают желаемое, но они честны перед собой и не жалеют о своих поступках. Такие люди становятся героями, пусть это и признают не сразу. Именно его упорство помогло добиться цели. Сильный дух поддерживал в нем надежду и уверенность. Что касается Костылина, то этот человек не вызывает к себе ни капли уважения, так как в его приоритетах всегда была лишь собственная шкура, и он скорее всего мог идти на все, даже на предательство, лишь бы самому оказаться в выигрыше.

«Кавказский пленник» актуален и в наше время. Выбирая ту или иную сторону, главное, не потерять себя и сохранить честь. Тогда ваша совесть будет чиста.

Авторское отношение

Лев Николаевич Толстой гордится Жилиным, его силой духа, храбростью и смекалкой. Автор наделяет его положительными качествами: смелость, храбрость, хорошее отношение к окружающим. Костылин же в самом начале произведения выступает как отрицательный персонаж. Бросив Жилина, Костылин все равно оказывается в плену у татар. Жилин не держит зла на Костылина, когда он решает сбежать, он помогает и ему. Из-за отсутствия силы духа Костылин плачется, что больше не может идти

Крики героя привлекают внимание татар, и персонажи вновь оказываются в плену. Жилин не теряет надежды и надеется на спасение, Костылин же не верит в то, что он выйдет на свободу

Он выжидает выкуп.

Жилин и Костылин – противоположные образы. Л. Н. Толстой использует прием антитезы, чтобы показать, каким должен быть человек. Симпатия читателя находится на стороне Жилина, смелого офицера, который, несмотря на жизненные трудности, не пошел против своих принципов. Жизнь по чести и достоинству – вот его основные качества.

Авторское отношение ярко выражено в фамилиях персонажей. Жилин – стремящийся к жизни, человек жилистый, сильный и храбрый, готовый на все ради спасения; Костылин – костыль, который не может ничего сделать без помощи других, он только тормозит Жилина во время побега.

Отношение к героям видно и из финала рассказа: Жилину удается благодаря помощи Дины выбраться на свободу, а Костылина все же выкупили и увезли домой чуть живого.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина», рассмотрит образы, которые противопоставлены друг другу в отношении к жизни, к дружбе и любви.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Кавказский пленник»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Кавказский пленник»

для самых компанейских —

Главные герои «Кавказский пленник»

для самых крутых —

Читать «Кавказский пленник» полностью

Тест по произведению

  1. /11

    Вопрос 1 из 11

Самые популярные материалы июля для 5 класса:

Краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик»

Краткое содержание «Остров сокровищ»

«Дети капитана Гранта» очень краткое содержание

Краткое содержание «Два товарища»

Краткое содержание «Дети капитана Гранта»

Краткое содержание «Приключения Тома Сойера»

Краткое содержание «Голова профессора Доуэля»

Вариант 2

Недавно я познакомился с рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Он наглядно продемонстрировал мне то, как люди попадая в одинаковые сложные условия, поступают по-разному.

Главные герои произведения – офицеры русской армии Жилин и Костылин, принимающие участие в войне с горцами.

Рассказ построен на противоречии между изображенными характерами.

Жилина Л.Н.Толстой характеризует так: «…хоть невелик ростом, а удал был». Описывая Костылина, автор замечает: «…мужчина грузный, тол­стый, весь красный, а пот с него так и льёт». Это несходство во внешности усугубляется значением «говорящих» фамилий персонажей. Фамилия Жилина ассоциируется со словом «жила», и он в самом деле сухощав, крепок и вынослив. Фамилия же Костылина вызывает в памяти образ костыля: этот человек, действительно, без чьей-либо помощи ни на что не способен.

Такая непохожесть внешности и характеров героев послужила тому, что и судьбы их сложились неодинаково.

В начале произведения автор сводит этих двух офицеров в драматической ситуации. Жилин спешит к больной матери и поэтому совершает рискованный маневр, а Косты­лин — оттого, что «есть хочется, да и жара».

Столкнувшись с горцами, Жилин кричит: «Неси ружьё!». Но Костылин трусливо бежит, бросив товарища в опасности. И Жилин решает: «Хоть я и один, буду биться до последнего! Не дамся же живой!»

Находясь в неволе у татар, Жилин сумел не только выжить, но и завоевать уважение своих противников. Он чинил вещи горцев, мастерил кукол и обдумывал план побега. Костылин же спал и бездельничал.

Жилин любит свою престарелую мать, жалеет ее и не требует собрать непосильный выкуп. Он надеется только себя, и без устали ищет выход. Костылин – слабовольный эгоист. Он, смирившись с обстоятельствами, покорно ждет, когда за него внесут выкуп, считая это святой обязанностью его родственников.

Сообразительный и находчивый Жилин сумел бежать из плена и как верный товарищ не оставил Костылина у татар. Несмотря на то, что у Жилина ноги «в крови и уморился», он упорно двигается вперед, а «Костылин всё отстаёт и охает». Но Жилин не оставляет его, а тащит на своей спине.

Снова очутившись в неволе у татар, Жилин по-прежнему не опускает руки и совершает новый побег. Костылин же безучастно ждёт выкуп и не стремиться к иному спасению. Таким образом, он остается не только в плену у татар, но и в плену своего малодушия, безволия и эгоизма.

В конце концов, главные герои оказываются на свободе. Но поступки Жилина вызывают у читателя глубокое уважение, а трусливое и малодушное поведение Костылина достойно лишь презрения и стыда за честь русского офицера.

Сочинение Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Произведение Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» затрагивает вопросы поведения людей, попавших в одинаковую жизненную историю.

Жилин и Костылин – два  офицера, служившие в одном Кавказском полку. Одновременно они едут в отпуск.

С первого же момента видно различие их характеров. Случайно офицеры нарываются на татар, и Костылин, имея при себе ружьё, не задумываясь, поворачивает коня и мчится к русской крепости. Может быть, он и храбрый, как-то же он служил до этого времени, но храбрость его, наверное, была только в окружении всего полка, где среди большого скопления народа не заметна трусость одного человека.

Жилин и «один в поле воин». Несмотря на численное преимущество татар, он не струсил. Оставшись с одной шашкой, Жилин бросается в бой, решив не сдаваться живым. Но татары выстрелили по лошади, и навалившись толпой на зажатого тушей коня Жилина, скрутили его.

Так герои рассказа оказались захвачены татарами. И здесь у них разница в поведении.

Трусливый Костылин сразу опускает руки, он без сопротивления пишет письмо домой, просит денег, он боится за свою жизнь.

Жилин и тут ведёт себя  как настоящий русский офицер,  он пишет неправильный адрес, чтобы не доставлять своей бедной матери горя. Жилин надеется на свои силы, он уверен, что ему удастся вырваться из рук татар.

Костылин всё время спит и считает дни до своего освобождения с помощью выкупа.

Жилин, мастер на все руки, и в заточении ведёт активный образ жизни. Он лечит жителей аула, ремонтирует различные вещи, детям мастерит игрушки, и между делом высматривает дорогу, чтобы сбежать.

Целый месяц Жилин делает подкоп из сарая, и при первой же возможности собирается бежать, прихватив и Костылина.

По вине Костылина их побег не удался, изнеженный и слабый , он не выдержал дороги, и офицеры опять были схвачены татарами.

После неудачного побега их снова заставили написать домой и посадили в глубокую яму.

Костылин совсем размяк и разболелся, а Жилин ищет способ выбраться из ямы. В конце концов, ему с помощью девочки Дины, удалось вылезти из ямы и бежать. Его упорство и сила духа помогли выжить в заточении и вернуться в свою крепость.

Жилин – настоящий герой, смелый и решительный, человек, на которого можно положиться. Костылина всё-таки через некоторое время выкупили. Он трус и слабак, ему дорога только собственная жизнь.

В рассказе Толстого сравниваются два различных характера. Один из них достоин всяческого уважения, второй же вызывает чувство презрения и стыда за русского офицера, потерявшего свою честь.

5 класс

Пример 2

Герои рассказа «Кавказский пленник» Льва Николаевича Толстого Жилин и Костылин состояли на службе на Кавказе. Первый офицер был из бедной семьи, второй наоборот из семьи с достатком. Жилин не был сильно физически развит: средний рост, но полон сил и ума. Костылин – человек тучный, полноват, да и характер слабоват.

Эта история описывает взаимодействие нескольких национальностей, людей разного возраста и пола. Тургенев показывает, какие человеческие слабости проявляются в трудные минуты: малодушие, алчность, предательство, надменность, безжалостность, отмщение. Но все же положительные качества перевешивают: любовь, дружба, надежность, стремление и сообразительность.

Жилин находясь в плену, старался себя занять делом, тем самым расположить врага к себе. Он был мастером на все руки: лепил глиняных кукол, материл часы, шил одежду, даже лечил татар. В результате 13 летняя девочка Дина, дочь главного татарина полюбила Жилина. Они даже чем-то были похожи: оба добродушные, честные, заботливые и храбрые. Они сразу нашли общий язык, Жилин дарил ей своих глиняных кукол, а Дина приносила ему еду, то баранину, то лепешки с молоком, и в итоге вообще помогла ему сбежать, подав ему большую палку, чтобы выбраться из ямы.

Во время прочтения рассказа персонаж Костылин проявлял только свои отрицательные стороны. Трусливость и предательство были проявлены при встрече с кавказцами. В ту же минуту, как они увидели врага, Костылин испугался и бросив все, и ружье и товарища пустился прочь. В плену он тоже не проявил себя как герой, ничего не делал, да и замкнулся вовсе, о том, чтобы сбежать даже не было мысли. Он вел себя высокомерно в ауле, ни с кем не общался, не шел на контакт, просто выжидал, когда его выкупят. Во время первого побега он не проявлял желания сбегать, но все-таки решился, и в итоге всю дорогу стонал, тем самым тормозил Жилина, давая татарам возможность поймать их.

После возвращения пленников обратно в лагерь, их условия стали хуже. Тем не менее Жилин не сдавался, и также выстраивал план побега. Посчастливилось, что Костылин отказался бежать второй раз, понимая, что он лишь мешает Жилину. Удача не оставила Жилина, так как ему удалось бежать, а Костылина лишь через месяц едва удалось выкупить, так как в письме о выкупе он указал не маленькую сумму. Можно сделать вывод, что война не имеет смысла. Исход всех войн всегда ужасен: смерть людей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про автомобили
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: